Предмет «Окружающий мир» помогает ребенку социализироваться, приспособиться к жизненным ситуациям, привыкнуть к обществу. Назовем основные проблемы контроля и оценки в этой области:
Много заданий, не имеющих прямого отношения к содержанию планируемых результатов. Эти задания отнимают время и часто являются нецелесообразными.
Мало заданий, проверяющих практические умения и навыки детей: «как бы ты поступил, если бы…», «какой метод изучения применил, если бы…».
Почти отсутствуют задания, которые проверяют уровень интеллектуальной деятельности учащихся: логическое мышление, воображение, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выбирать признак классификации. Нет заданий на постановку гипотезы и выбор доказательств, мало заданий на поиск ошибки.
Много заданий на проверку памяти, повторение текстов («учим наизусть учебник»).
Тем не менее, школьники любят предмет «Окружающий мир». На этих уроках меняется роль ученика. Из слушателя и зрителя, который должен прочитать, запомнить, пересказать, ребенок превращается в исследователя – анализирующего, сравнивающего, делающего разного рода выводы. Жаль, что устаревшие способы контроля снижают эффективность изучения предмета.
Переход к современной системе оценки
Есть два типа контроля знаний: односторонний (традиционный) и обратного действия (современный). Ориентируясь на второй тип, педагогу следует ставить перед собой ряд задач:
Анализ достижений для корректировки учебного процесса («Как необходимо изменить обучение, чтобы…»).
Анализ влияния процесса обучения на личность ученика.
Формирование самоконтроля и самооценки у школьника.
Если педагог не анализирует свою деятельность, контроль и оценка практически не имеют смысла. Рассмотрим подробнее, как нужно проводить контрольно-оценочную работу на уроках окружающего мира с учетом современной концепции образования.
Ищите интересные задания к урокам окружающего мира в высыпающемся меню.