Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Окружающий мир

Мудрый гном

Замысел: на улице весна. Учитель приносит в класс веточку с первыми листочками и приглашает ребят полюбоваться этим чудом, сотворенным природой. Дети «оживляют» листок: рисуют его в альбомах и сочиняют сказки о его появлении на свет. Через конкретное восприятие прекрасного предмета природы учащиеся приходят к мысли о том, что к природе нужно прикасаться не руками, а сердцем (творческом деле использована методика Н. Е. Щурковой).

Цель: приобщение детей к прекрасному через предметы природы.

Возрастная категория: 1-4 классов.    

Задачи:

1. Расширять знания младших школьников о природе.

2.Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.

3. Развивать у детей воображение, память, внимание.

План проведения:

1. Организационный момент:

Учитель. Прежде чем назвать тему нашего творческого дела, я предлагаю вам отгадать загадки.

Я из почки появился,

Клейким, нежным в мир явился.

Я в апреле каждый год

На ветках вырастаю.

В октябре, меняя цвет,

Дом свой покидаю.

2. Вводная часть:

Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ответы детей.) Тема занятия - «Здравствуй, первый листок!» Я приглашаю вас полюбоваться чудом, сотворенным самой природой. Это чудо называется первый листок.

Веточка березы - в хрустальной вазе на подставке, задрапированной тканью. Дети небольшими группами подходят к вазе, любуются листочками. Звучит негромкая инструментальная музыка.

Учитель. Какие ощущения возникли у вас? О чем вы подумали, глядя на веточку? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.

3. Основная часть:

Учитель. А вам не жалко сорванную мной веточку, ведь она через несколько дней завянет? Мне гоже было очень жалко ломать такую красоту. Но я подумала о том, что этой веточке, быть может, повезло больше, чем ее сестрам и соседкам. Она погибнет не напрасно, возможно, своею красотою спасет сотни других веток и останется в нашей памяти надолго. Каким образом она спасет своих сородичей? Все очень просто. Эта веточка поможет нам всем понять, что нельзя бездумно ломать деревья, что нужно беречь земную красоту и прикасаться к ней не руками, а сердцем. Благодаря этой веточке, я уверена, ребята, что никто из вас не станет калечить деревья и не даст это сделать другим. Верно? Нельзя оставаться равнодушным, глядя на такую красоту.

А давайте «оживим» один из этих листочков! Нарисуем его в альбоме, не забыв, что у него есть глазки, носик, ротик. Он может улыбаться, грустить и даже удивляться. (Дети рисуют.)

Учитель. Теперь пусть каждый из вас попробует сочинить сказку о появившемся на свет листочке, изображенном в альбоме.

Сказки, сочиненные детьми.

Я только что родился. Я еще крохотный, слабенький, но такой симпатичный! И я так вкусно пахну свежестью! Посмотрите на меня и улыбнитесь! Я очень веселый листок. А у вас в классе есть веселые дети? Как бы я тоже хотел учиться в школе! Но почему-то для листьев нет школ. Так и проживу всю жизнь неграмотным!

Я появился на белый свет в конце апреля из березовой почки. Мою маму зовут Береза. У нее нас, деток, очень много, она даже всех нас не может сосчитать. Но мама всех нас любит, кормит и поит своим соком. Мне так весело на ветке вместе с братиками и сестричками! Ветерок нас качает, как на качелях. А дождик умывает, как под душем. Здорово быть листочком!

* * *

Я родился на березе недавно и еще совсем маленький, липкий и нежно-салатный. А когда я вырасту, стану большим и темно-зеленым. Но я не тороплюсь расти, ведь листья живут недолго, а мне надо успеть много увидеть, узнать. Осенью злой ветер сорвет меня с ветки, и я улечу далеко от родины и умру там.

Учитель. У каждого листика особая форма. Перед вами - рисунки листьев разной формы. Кто скажет, какой лист какому дереву принадлежит? (Дети отвечают.) А теперь посмотрим, сможете ли вы по описанию-загадке узнать дерево.


Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.       

(Береза.)

 С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. 

(Липа.)


Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.  

В красном платьице девица

Вышла с осенью проститься.

Осень проводила.

Платье снять забыла,

На красные узоры ситца

Первый снег ложится.  

(Рябина.)


(Дуб.)        

В лесу, как на поляне,

Стоит кудрявый Ваня

В зеленом кафтане.

Богач невелик,

А орешками наделит.  (Лещина, орешник.)

Недаром эта модница

Склонилась над водой:

Все лето в речку смотрится,

Любуется собой. (Ива.)


Что за дерево стоит: Ветра нет, а лист дрожит?  (Осина.)


Цвет белый, а ягода черная. (Черемуха.)

Учитель. Больше всех из перечисленных деревьев страдает от людей черемуха. Почему? А вот послушайте рассказ Э. Шима «Черемуха»:

«Очень я, Черемуха, на людей обижаюсь... По весне напряду белого кружева, с головы до ног наряжусь, стою - как невеста... Глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе станет радостно! А люди - ломать меня.

По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь хуже себе делают! Веточки в комнате долго не постоят - вот уж и осыпались. А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаза веселила!

Поспеют летом черные ягоды - люди опять ко мне. Потихоньку бы собирали ягодки, бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают...».

4. Заключительная часть:

Учитель. Кто знает, как правильно поступить, чтобы не навредить дереву? (Ответы детей.) Надеюсь, что именно гак вы поступите и других научите. Пусть всюду будет зелено и красиво.

Берегите русский лес,

Он источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели,

Берегите лес!

Ф. Лисичкин

Учитель. Подведем итоги занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял, что...».

Грамотеи

Знаев

Школьный ориентир

Проверка учебных достижения