Какова же специфика проблем первоклассника? Главная их особенность – первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять.
Ведущий проводит беседу о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Он показывает детям цветок и спрашивает у них, как вырастает такой цветок и что для этого нужно.
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Ведущий заранее готовит карточки с изображениями различных животных. Дети по очереди их изображают.
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети по очереди изображают различных домашних животных: коров, кошек, собак и т. п. (без карточек).
Разминка
«Противоположности».
Детям предлагают изобразить разных животных: большое и маленькое, толстое и тонкое. Затем их просят придумать слова, противоположные тем, которые назовет ведущий (короткий, сухой, твердый, большой).
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети самостоятельно по очереди исполняют роли различных диких и домашних животных.
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети по очереди изображают различных животных. По заданию ведущего их животные могут быть радостными или грустными.
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети по очереди изображают различных животных. По заданию ведущего они могут быть злыми или испуганными.
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети по очереди изображают различных животных. По заданию ведущего они могут быть злыми или добрыми.
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети по очереди изображают различных животных. По заданию ведущего они могут быть смелыми или трусливыми.
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети по очереди изображают различных животных: больших и трусливых, маленьких и смелых. Например, смелую мышку и трусливого льва, смелого воробья и трусливого орла.
Разминка
«Почему подрались дети».
Дети делятся на пары. Они придумывают причину, по которой можно подраться, а затем разыгрывают драку. Остальные должны догадаться, почему они подрались и чем закончится драка.
Разминка
«Зайчик рассмеялся, зайчик испугался».
По сигналу ведущего учащиеся быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние (чередование напряжения и расслабления).
Разминка
«Угадай, где я иду?»
Ведущий имитирует ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу и т. д.). Дети повторяют движения, затем отгадывают, по какой «поверхности» осуществлялось движение в каждом случае.
Разминка
«Угадай, где я иду?»
Как и на предыдущем занятии, дети имитируют ходьбу по разным поверхностям, но уже по другим: по горячему песку, по лужам, по колючей траве босиком…
Разминка
«Муха».
Ведущий дотрагивается «волшебной» палочкой до детей, «замораживает» их. Каждый должен представить, что ему на нос села муха. Прогнать ее можно только движением носа. (Муха перелетает с места на место: вот она села на левый глаз, губы, щеки, лоб, подбородок и т. д.)
Разминка
«Покажи профессию».
Дети по очереди загадывают какую-нибудь профессию и изображают ее. Остальные отгадывают.
Разминка
«Дотроньтесь до…»
Ведущий произносит фразу: «Дотроньтесь до (кончика носа, правой щеки и т. п.) те, кто (сегодня умывался, ел вчера шоколад, боится мышей и т. п.)». Вопросы о страхах перемежаются вопросами на любые другие нейтральные темы. Дети отвечают молча, меняя способ ответа по команде ведущего.
Разминка
«Неопределенные фигуры».
Ведущий рисует на доске неопределенные фигуры, ребята придумывают, на каких страшных существ они похожи.
Разминка
«Художники».
Для выполнения этого упражнения потребуются театральный грим и две большие пластмассовые куклы. Дети делятся на две группы. Каждая из них задумывает то или иное чувство и соответственно гримирует свою куклу. Затем дети одной группы отгадывают, какое чувство задумано и изображено на лице куклы, загримированной другой группой.
Разминка
«Черная рука – белая рука».
Дети должны представить себе и изобразить «черную руку» – руку, готовую к агрессии, напряженную, с напряженными пальцами. Затем по сигналу ведущего превратить ее в «белую руку» – расслабленную, готовую приласкать.
Разминка
«Массаж чувствами».
Дети становятся «цепочкой» (в затылок друг другу), положив подушечки пальцев на спину впереди стоящего ребенка. По сигналу ведущего они изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.
Разминка
«Попугай».
Ведущий произносит короткое предложение, например: «Я иду гулять». Один из участников повторяет фразу, стараясь при этом выразить заранее задуманное чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.
Заключительное занятие в конце года должно обобщать в увлекательной форме основные знания и навыки детей, полученные ими в течение года. Оно позволит детям вспомнить полюбившиеся упражнения, применить их в новой ситуации.