Структура проекта:
1. Автор проекта
2. Название проекта
3. Краткая аннотация проекта
4. Направляющие вопросы: основополагающий вопрос, проблемные вопросы, учебные вопросы, вопросы исследовательской деятельности.
5. План проекта
6. Публикация учителя
7. Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
8. Примеры ученических работ
9. Совместный результат работ проектных групп
10. Дидактические материалы
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Данный проект составлен на основе программы Лазарева А.И. «Фольклор. Художественное самотворчество детей». Предназначен для учащихся 3 года обучения, но может использоваться во внеклассной работе при проведении народных праздников, мастер-классов для детей любого возраста.
Главная цель данного урока – познакомить учащихся с мировоззрением древних славян, погружая их в мир народного искусства (на примере традиционных узоров русской вышивки). Описание полотенец, хранящихся в школьном этнографическом музее. Заранее предполагается посещение музея «Русская изба», знакомство с его экспонатами (рушниками). С этой целью можно также обратиться к электронному ресурсу «Музей «Русская изба»
НАПРАВЛЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
Основополагающий вопрос
1. О чем могут рассказать полотенца?
Проблемные вопросы учебной темы
1. История происхождения и развития искусства вышивания
2. Обрядовая роль полотенец в жизни человека.
3. Основные узоры русской вышивки. Их содержание и техническое исполнение
4. Традиционные сюжетные мотивы русской вышивки, календарное распределение сюжетов
Учебные вопросы:
Рефлекторная беседа, основанная на личном впечатлении и жизненном опыте участников проекта (после посещения этнографического музея школы №59 города Челябинска "Культура и быт народов Южного Урала" имени А.И.Лазарева):
1. Вы посетили школьный этнографический музей. Что вам больше всего запомнилось?
2. Что было развешено по периметру избы?
3. Зачем так много полотенец?
4. Где в вашей квартире находятся полотенца?
5. Развешаны ли они по всей квартире?
6. Какие они из себя, что собой представляют?
7. Для чего нужны вам полотенца? (использовать в быту)
8. Какие полотенца называются бытовыми?
Б ы т о в ы е полотенца – полотенца небольшого размера, предназначенные «для утирания лица или рук» (по словарю В.И. Даля), мытья полов и т.д. В своем словаре С.И. Ожегов так описывает слово «полотенце»: «…неширокий и удлиненный кусок ткани для вытирания чего-нибудь (ручное, кухонное). О малом размере полотенца для рук говорит пословица: «Одним рукотерником вытираться - на том свете разодраться».
Вероятно, утирками становились части старых негодных рушников, ведь в крестьянском быту старые тканые изделия никогда не выбрасывались, а изнашивались буквально в прах.
9. Попробуйте дать своим полотенцам другие названия, исходя из их роли в жизни человека, которую вы только что определили.
утирка, утиральник, ширинка, полотенце, рукотёрка, ручник- ветошка,
висящая при рукомойнике (по словарю В.И. Даля),
10. Сравнить ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены в музее:
а) По количеству в помещении;
б) По размеру?
в) Будете ли вы вытирать ими руки? (Нет!)
г) Почему? (Красивые, жалко и др…)
д) Чем ещё праздничные полотенца отличаются от бытовых? (Наличием
вышивки)
11. Что такое вышивка?
В ы ш и в к о й называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
12. Зачем украшают изделия вышивкой?
В ы ш и в к а – это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.
«Познай свой народ – и ты станешь человеком!» (К.Ушинский)
13. Что украшают вышивкой?
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода (скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники)
Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах.
Орнамент выполнял как эстетическую, так и жизнеобеспечивающую роль, служа магическим оберёгом.
14. Где сегодня можно встретить вещи, украшенные вышивкой?
В бабушкином сундуке, на выставках народного творчества, чаще – в МУЗЕЕ!
15. Хотели бы вы понимать язык вышивки? Что для этого нужно?
а) изучение литературных источников, содержащих знания об основах вышивания:
- о значении узоров в русской вышивке;
- о видах орнамента
- о видах и способах вышивания,
- о материалах для вышивания
- о разновидности швов для вышивания
б) изучение истории появления и развития вышивального искусства;
в) знание традиционных сюжетных мотивов русской вышивки;
г) сохранение традиций рукоделия: календарное распределение сюжетов.
Вопросы для исследовательской деятельности:
ГРУППА №1. ИСТОРИКИ. Это ваша группа, если вам интересно узнать:
1. Кто из ученых занимался исследованием традиционных узоров русской вышивки?
2. Когда и где зародилось искусство вышивания?
3. К какому веку относятся наиболее древние вышивки, дошедшие до наших времен?
4. Где была открыта одна из первых вышивальных школ в России?
5. Что способствовало разделению искусства вышивки на крестьянскую и городскую традиции?
6. Кто из мастеров живописи интересовался художественной вышивкой старинных русских полотенец?
ГРУППА№2. ИСКУСТВОВЕДЫ (1). Это ваша группа, если вам интересно узнать:
1. Почему рушник называется рушником (история происхождения слова)?
2. Какие представления древних славян легли в основу всех обрядовых действий с полотенцами?
3. Какое значение в обрядовой жизни людей играли полотенца?
а) роль полотенец в свадебной обрядности;
б) роль полотенец во внутреннем убранстве избы;
в) роль полотенец в семейных обрядах (родильных, крестильных, погребально-поминальных).
4. Каковы основные сюжеты полотняного календаря?
ГРУППА№3. ИСКУСТВОВЕДЫ (2). Это ваша группа, если вам интересно узнать:
1. Каким магическим свойством обладали вышитые вещи?
2. Какую тайну хранят традиционные узоры русской вышивки? Что они обозначают, объединенные в орнамент?
3. Какие узоры пришли к нам из глубокой древности и являются общими для всех народов, не зависимо от приемов исполнения, характера орнамента и др.?
4. Каковы основные виды орнамента (по мотивам, расположению и характеру композиции)?
5. Что общего и в чем различия между северной и среднерусской традициями вышивального искусства?
ГРУППА№4. ИСКУСТВОВЕДЫ (3). Это ваша группа, если вам интересно узнать:
1. Каковы традиционные сюжетные мотивы русской вышивки и связанные с ними легенды?
1) Каково происхождение ромбо-меандрового узора и его смысловая нагрузка?
2) Рожаницы и олени.
а) культ оленей
б) какова связь между культом оленей, образом Матери-Сырой Земли и образом женщины-роженицы?
в) как трансформировался образ Лосих-важенок?
г) каковы основные схемы русской вышивки, связанные с данным образом?
ГРУППА№5. ИСКУСТВОВЕДЫ (4). Это ваша группа, если вам интересно узнать:
1. Каково календарное распределение узоров русской вышивки
а) с какими образами в русской вышивке связаны осенние, зимние, весенние и летние обряды?
б) каковы особенности трехчастной композиции русских вышивок, относящихся к праздникам весны, лета и осени?
в) почему календарное приурочение сюжетов вышивки может быть произведено лишь условно?
ГРУППА№6. ТЕХНОЛОГИ. Это ваша группа, если вам интересно узнать:
1. Каковы основные виды, способы и приемы вышивания, секреты расположения узоров?
2. Какие швы традиционно используются в вышивке?
3. Какие существуют материалы для вышивания?
Примечание: По усмотрению учителя можно сформировать и другие группы. Например, дать ребятам задание найти загадки, сказки, считалки, песни и др., где встречается упоминание о вышивке…
ПЛАН ПРОЕКТА:
Этап I (1-й урок)
Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.
Этап II (2 недели = 2 урока)
Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам). Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного. Обмен полученной информацией между группами для оформления совместного продукта - описания полотенец, хранящихся в музее. Рефлексия. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях, рефератах, вики - статьях).
Этап III. (2 недели =2 урока)
Создание презентаций, публикаций, рефератов, вики - статей. Самооценивание совместной работы в проекте.
Этап IV. (1 неделя = 1 урок*)
Экскурсия в музее на тему проекта "Традиционные узоры русской вышивки" для учащихся младших классов.
* Один урок - это условно, потому что экскурсия по теме данного исследования может быть проведена неоднократно и не только для учащихся и воспитанников школы, но и для любых возрастных и профессиональных категорий людей (для родителей, учителей, на краеведческих семинарах педагогов и просто для всех желающих).