Развитие современной школы в Казахстане характеризуется её ориентацией на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности на всех этапах школьного образования. Переход массовой школы на базисный учебный план, создание каждым образовательным учреждением личностно-ориентированного содержания образования и внедрение различных технологий, их реализация в практике работы вновь делает актуальной проблему применения нетрадиционных методов в начальной школе.
Их можно вообразить сколько угодно - фантазия беспредельна! Сколько игр - столько и сюжетов. А игрой может быть абсолютно всё, что нас окружает. Помните «Что наша жизнь? Игра!» (слова Германа из оперы «Пиковая дама). Действительно, сколько нам каждый день приходится играть ролей! С утра мы папы или мамы, потом работники производства, служащие, пассажиры общественного транспорта, любящие и любимые... Да мало ли, кто мы? И от того, как мы играем эти роли, зависит вся жизнь.
Путешествовать можно куда угодно, на чём угодно и по какому угодно поводу. А куда? «Из Костаная в Астану», «За три моря», «По городам Казахстана», в «страну невыученных уроков» и т. д., при этом остроумно описывая их содержимое. А путешествие в Зазеркалье, где всё наоборот? А путешествие в будущее, при помощи машины времени? Но ведь странствовать можно и в собственном воображении, не выходя из своей комнаты и даже не сходя с дивана...
Урок по формуле: «Что было бы, если...».
У немецкого романтика Новалиса есть фраза: «Гипотеза подобна сети: забрось её - рано или поздно что-нибудь да выловишь...».
Что было бы, если ... из русского языка исчезли бы все знаки препинания?
Подобный урок - разновидность гипотезы, но особенность его в том, что в отличие от гипотезы (в которой всё возможно), прогноз, более прагматичный, более логичный. Это то, что ожидается. То, что вероятно, а может быть, и очевидно (в гипотезе может иметь место и неожиданное, невозможное, невероятное). Как метеопрогноз: то ли сбудется, то ли нет? Так и здесь.
Урок, которому методика не писана.
Урок-экспромт. Урок чувств и ощущений. Эскиз. Видение. Сновидение. Откровение. Урок-зарисовка.
Справлять юбилеи мы очень любим. Осталось только перенести их на школьную почву и сделать урок - юбилей. Во-первых, он может быть решён в пародийном ключе по отношению к нашим недавним юбилейным традициям.
Слышать надо учиться, ибо, слушая, мы познаём мир. А мир состоит из звуков. Из звуков может состоять и урок. Такой урок уместен, например, при изучении фонетики. Необходимо только озвучить звуки, придать им характер, «лицо». Как? Вариантов множество. Можно использовать упражнения на звукоподражание, но не примитивные (типа, как квакает лягушка), а более художественные, творческие.
Один из возможных вариантов звукового урока, только теперь в центре - музыкальные звуки. Может выглядеть трояко.
1. Урок под музыку. Дело в том, что иногда музыка способствует лучшему восприятию материала, особенно на уроках литературы, при изучении поэзии. Как не почитать «под музыку Вивальди». Музыка может органично вплестись в ткань урока и стать необходимой составной его частью.
Говорят, о вкусах не спорят. Но воспитывать их можно, даже нужно. Поэтому появилась идея «вкусного урока», или гастрономического. Что это такое? С чем его едят? Для начала «попробуйте» одно замечательное стихотворение француза Раймона Рено «Искусство поэзии»:
Фразу «на ошибках учимся» мы понимаем скорее, символически, нежели буквально. А что, если, в самом деле, учиться на ... ошибках!? Ведь и ошибка может быть творческой, а иногда даже симпатичной. К примеру, свои хрустальные туфельки Золушка получила благодаря ошибке в написании слова. Но какая чудесная ошибка, да и туфельки из хрусталя ей подошли куда больше, меховых.
Перевёртыш - один из фольклорных жанров, пародия, небылица, в которой поётся «про серебряны калоши, пилой собираются копать картофель». Затея такого урока показалась небезынтересной.
Ещё один «чувственный» урок, но уже из серии словесного видования. Урок - видение, когда воображаемая кисть набрасывает штрихи будущей картины. Тема, жанр, стиль, манера - по выбору. Урок, естественно, для сведущих в искусстве.
Говорить о милосердии - бесполезно. Не говорить вообще - результаты не замедлят сказаться в злобе, жестокости, равнодушии. Как преподносить уроки милосердия, как воспитывать это почти атрофированное чувство? Только игрой, в игре, через игру. И не иначе.
Как известно, «кто ищет, тот всегда найдёт». Этот урок подразумевается как урок-поиск, в котором будут гармонично сочетаться интрига, азарт и чисто аналитическое упражнение. Урок-тайна, поэтому должен держать в напряжении (разумеется, интеллектуальном) до самого конца сюжетным потрясением.
Чувство юмора уже давно поселилось в ряду других человеческих чувств. Говорят, «шестое чувство». Это о юморе. Если можно научить видеть, слышать, осязать, воспитать эстетический тонкий вкус (такие попытки предпринимались в соответствующих уроках - звуковой, гастрономический, например), то почему бы не обучать юмору, острословию?!
Лото, лотерея - это только форма для любого содержания зачётного характера. Организовать такой урок очень просто. Крутится барабан (или нечто похожее), в котором находятся карточки с заданиями по литературе, русскому языку, математике и др. Каждый из учеников вытягивает первую попавшуюся карточку.
Домино само по себе увлекательная игра, а как форма урока и подавно. Организация такого урока несложна. Заранее придумывается какая-нибудь ситуация. Например, следующая: ветер, ворвавшись в открытое окно, разметал листы рукописи. Каждый из учеников поднял по листу. Задача - собрать их в единое целое в определённой последовательности.
Зачастую многие страдают неумением пересказывать. Дело действительно непростое: рассказчиками не рождаются. Как этому научиться? Организовать специальные занятия, тренинг. Пусть такой урок будет называться «парафразом», ибо парафраз в определённом смысле и есть пересказ. Вариантов такого урока может получиться несколько.
Помните пушкинское?
«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»...
Какой урок - это зависит от фантазии учителя, так как сказка может решить все проблемы:и учебные и воспитательные.
К примеру, урок русского языка в младших и средних классах будет очень выгодно отличаться, если будет сотворен в жанре сказки. Допустим, вы изучаете знаки препинания.
Считалка тоже прекрасный строительный материал, особенно для урока математики, да и для другого любого урока, где нужно считать и считаться. С помощью считалки можно организовать и разминку. Как? Очень просто.
Загадка - дело мудрёное, но занятное. Это - испытаниемудрости и смекалки, интуиции и плюс ко всему это тайна,постичь, которую дано не каждому. Загадка обогащает образное мышление, учит поэтическому видению мира. Но загадка имеет в добавление ко всем прочим достоинствам ещё и воспитательное назначение, что помогает ей сохранить ценность во все времена. Как тут пройти мимо!
Уроки, строящиеся по спортивным законам: старт, препятствия, финиш, команды... Естественно, и вся атрибутика подобного урока спортивная: свисток, секундомер, а можно романтичнее - песочные часы. На таких занятиях разрешено «болеть», ведётся таблица очков, баллов, есть штрафники и соответственно - скамья штрафников и т.д. Спортивный интерес будет поддерживать и спортивная терминология.
Эстафета зачастую используется как фрагмент урока, когда внимание учащихся уже начало рассеиваться и требуется какая-либо встряска. К примеру, на уроках русского языка, когда однотипные задания, упражнения просто-таки усыпляют. Допустим, необходимо распределить по склонениям, по родам, по числам, по частям речи данные в упражнении слова.
Самая популярная спортивная игра, суть которой в ориентировании по условным сигналам. А почему бы, не использовать эту игру в педагогике?! Вспомните хотя бы «условные сигналы» Шаталова.
Вам необходимо по сигналам, опознавательным знакам найти «лису в лесу». Естественно, «лиса» в каждом случае будет различная.
Урок разыгрывается по принципу «Следующий ход - ваш!». Первый ход учителя, затем «ходят» ученики. Соответственен антураж, шахматные часы (можно и песочные) для фиксации времени на обдумывание (решение) хода. Шахматная терминология - дебют, рокировка, атака и т.д. Разыгрывается партия, в которой за спинами двух противников целый класс.
Форма проверочного урока, урока испытания. Тесты могут быть различного назначения: тесты на наблюдательность, на знание текста, разминочные тесты... Тест может быть компонентом урока, а может составлять весь урок. Попытаемся расшифровать тот и другой варианты.
На уроке литературного чтения необходимо вообразить «круглый стол». Так как за круглым столом легче решать все проблемы. Зачем же дело стало?
Тему, разумеется, лучше выбирать обобщающую, всеобъемлющую, способную обнажить все возможности беседующих. Причём важно помнить, что «круглый стол» не обязательно подразумевает спор, дискуссию (хотя и это было бы неплохо).
Существует одноимённая радиопередача, суть которой в следующем. Идёт спектакль, в котором называется место, события, происходившие там, некоторые имена, но не называется имя главного героя. Его-то и надо отгадать. Кто он? Ваша версия. В связи с этим и появляется идея проводить, таким образом, зачётные уроки по литературному чтению. Вариантов подобных уроков может быть несколько.
Урок без остановки. Даёт максимальную сосредоточенность, внимание и блестящее знание материала, ибо происходит без каких-либо потерь времени. Главное условие - не останавливаться, даже если ученик не знает ответа. Это урок в заданном ритме, с секундомером в руке (вариант подобного урока - урок-скороговорка). Такой приём можно использовать при опросе, на зачётных уроках, а также во время подготовки к сочинению.
Форма популярной теле - игры чрезвычайно привлекательна для обобщающих и другого рода уроков, так как содержит в себе азарт, возможность показать себя, эрудицию, наблюдательность, остроумие, сообразительность и прочие достоинства игроков. Ход игры общеизвестен. И основе - деление на «знатоков» и «зрителей».
Класс в мгновение ока превращается в редакционный коллектив: журналисты, корректоры, редакторы, репортёры, фотокорреспонденты… Газетный номер может быть посвящён чему-нибудь: юбилею писателя, празднику, просто событию. А можно тему разбить на рубрики, проблемы, факты, комментарии и сделать газету в русле одной темы. Разберём этапы подготовки номера газеты.
Урок-исследование – это, разумеется, урок-поиск, в котором можно увидеть аналитические упражнения и доказательства. Искать можно многое: например, клад на уроках математики с содержимым арифметическими данными, а, найдя, исследовать их. Искать можно пропавшие земные ценности, а, найдяих, установить, сколько лет они пролежали в земле.
Идея этого урока может появиться неожиданно. А что если медицинский взгляд взять на вооружение и посмотреть «глазами врача» на явления, персонажей литературных произведений? И получится не урок, а «история болезни», появится возможность беспристрастного анализа болезненного состояния человека, животного, явления, вскрытие симптомов, постановка диагноза, возможность наметить средства профилактики и лечения.
Цели:
1. Воспитывать любовь, уважение и доброту к пожилым и старым людям. Оказывать посильную помощь.
2. Знакомство с новым звуком и буквой, чтение слов, слогов, предложений с этой буквой. Развивать речь детей.
3. Развивать внимание, память, мышление.
Игра-путешествие «От подножия горы к вершине».
Тема: «Состав числа 5».
Цель: определить состав числа 5, уметь записывать его в виде суммы двух слагаемых, составлять умения сравнивать, делать вывод, логически мыслить; способствовать воспитанию доброжелательности, чуткости, взаимопомощи, заинтересованности.
Тема. Выражения и его виды (закрепление).
Цели: Систематизировать и закрепить знания о выражении и его видах, развивать умение сравнивать, доказывать, находить значения выражений, решать задачи самостоятельно, воспитывать организованность, интерес к предмету, так как урок будет необычным, а с использованием фрагментов по ЗОЖ. Сформировать убеждение, что орехи и мёд, ценные продукты питания.
Тема урока: Повторение «Фонетика». (Урок путешествие по городам Казахстана).
Цели урока:
1. Формировать навыки правописания по теме «Фонетика».
2. Развивать мышление, память, сообразительность.
3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Тема урока: В.П. Катаев «Цветик-семицветик».
Цели урока:
1.Выявление знаний у учащихся по содержанию правильности и выразительности чтения, в работе со сказкой: отвечать на вопросы по содержанию, составлять диафильм, уметь составлять алгоритм и моделировать, учить связной речи.
Тема урока. Наша Родина - Республика Казахстан.
Цели урока.
1. Познакомить учеников с богатством и разнообразием нашей Родины.
2. Иметь знания о Государственных символах Республики Казахстан. Уметь решать задачи на развитие интеллектуальных способностей учащихся, ориентироваться по карте Республики Казахстан.