Русский язык

Окружающий мир

 

Чтение является одним из базовых навыков для каждого ребёнка. Уметь читать важно не только для уроков литературы и русского языка, но и для всех остальных наук. Школьнику будет сложно усвоить материал по математике, английскому или окружающему миру, если он не умеет быстро ознакомиться с текстом и понять прочитанное. Именно чтение открывает дверь в мир знаний. Осваивая познавательные тексты или художественные произведения, дети учатся общаться, познают окружающую действительность, расширяют кругозор. Также оттачиваются когнитивные способности – память, внимание. Поэтому чтение считается основой успехов в дальнейшем обучении.

Но как определить, хорошо ребенок читает для своего возраста или нет? Сделать это можно путём проверки техники чтения. Многие родители не совсем точно понимают формат и смысл данного тестирования, считая, что определяющий критерий – скорость, то есть количество слов, прочитанных за минуту. На самом деле проверка ориентирована на оценку не только темпа чтения, но и других навыков. Попробуем разобраться с требованиями, прописанными в отношении техники чтения в Федеральных Стандартах.


Техника чтения: основные критерии

Какова должна быть скорость чтения? Всё ли нормально у ребёнка с техникой? Возможно, его навыки не соответствуют каким-то нормативам? Эти вопросы всегда волнуют ответственных родителей. И нужно сказать, что в этом волнении нет ничего плохого, ведь вовлечённость в процесс обучения детей во многом является залогом будущих успехов. Но стоит ли действительно переживать относительно скорости чтения?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо детально разобраться с тем, что конкретно оценивается при проверке техники чтения. Согласно требованиям ФГОС оцениваются:

скорость чтения – количество знаков, которые ребёнок способен прочитать за одну минуту;

способ чтения – чтение слов по слогам или целиком, плавно;

правильность – отсутствие ошибок и запинок, допускаемых ребёнком при чтении;

осознанность – способность понимать смысл и идею прочитанного;

выразительность – умение правильно расставлять ударения, соблюдать интонацию и выдерживать паузы при чтении.

Анализируя перечисленные критерии, можно сказать, что проверка техники чтения базируется на оценке двух составляющих: смысловой и технической. При этом техническая сторона – темп, выразительность, правильность – подчинена смысловой, то есть способности понимать содержание текста.


Техника чтения: что действительно важно?

Чтение – важнейший вид речевой деятельности, основанный на способности воспринимать и усваивать информацию. В отличие от рисунков, схем и видеоряда оно активизирует воображение. Учёными доказано, что при чтении стихов задействованы другие области мозга, чем при освоении прозы. Данный факт объясняется различной структурой фраз и словосочетаний, применяемых в прозаических и стихотворных произведениях. Поэтому умение читать можно рассматривать как инструмент для саморазвития. Но это не базовый навык, а приобретённый в процессе обучения. И здесь важно не форсировать события, а сосредоточиться на способностях и возможностях ребенка.

Необходимо понимать, что техника чтения – это всего лишь один из критериев, и ориентироваться только на него не нужно. Особенно родителям, чьи дети ещё не ходят в школу. Не стоит гнаться исключительно за темпом. На этом этапе важнее расширять кругозор, знакомиться с разными темами, запоминать новые слова. И самый лучший способ добиться этого – читать много, ежедневно, но не ставить во главу угла скорость.

Что касается школьников, то здесь по сути имеют значение два параметра: техника и осмысленность чтения. Техникой принято называть умение различать буквы, трансформировать их в звуки, составлять слоги и слова. Осмысленность – более глубокое понятие. Оно базируется на понимании смысла и содержания текста.

Было бы ошибочным требовать от ребёнка осмысленность прочитанного до тех пор, пока у него не сформирован навык технического распознавания букв. Все усилия крохи, который только учится читать, направлены на запоминание и опознавание букв, слогов, слов. На то, чтобы разобраться в сути написанного в тексте, у него уже не остаётся ни интеллектуальных сил, ни времени. Поэтому педагоги начального образования сначала акцентируют внимание на технике, и лишь когда она будет доведена до автоматизма, приступают к формированию осмысленного подхода к чтению.


Нормативы скорости чтения для начальной школы

Нормативы скорости чтения, принятые для учеников начальной школы:

1 класс: I полугодие – 20-25 слов в минуту, II полугодие – 30-40 слов;



2 класс: I полугодие – 40-50 слов; II полугодие – 50-60 слов;




3 класс: I полугодие – 60-70 слов; II полугодие – 70-80 слов в минуту;




4 класс: I полугодие – 80-90 слов в минуту; конец учебного года – 100-120 слов.



В классах и школах для одарённых детей темп чтения может быть выше. Так, в первом классе такие дети читают более 60 слов, во втором – 90-95, в третьем – 95-105 слов в минуту. Темп при чтении про себя должен быть на 20-50 слов выше, чем при чтении вслух.


Другие параметры проверки

И ещё несколько параметров, на которые следует обратить внимание:

1 класс – ученик может прочитать значительную часть текста по слогам.

2 класс – к технике чтения предъявляются более высокие требования: по слогам можно читать только сложные слова, важно соблюдать паузы и правильно ставить ударения.

3 класс – чтение должно быть осознанным и выразительным, с соблюдением интонации. Чтобы правильно оценить навыки ребёнка, практикуется пересказ.

4 класс - ученик должен уметь анализировать прочитанное и выражать личное мнение.


Ориентируясь на норматив, можно сделать некоторые выводы об эффективности обучения. Но даже если ребёнок не может прочитать прописанное в стандартах количество слов, сильно переживать из-за это не стоит. Ведь это всего лишь усреднённые нормативы, разработанные на основе общих данных. У каждого ученика свой уровень и темп развития. Проверка техники – скорее, информация для учителя и родителей. Проанализировав полученные результаты, можно понять, в каких аспектах обучения следует проявить больше усердия.

​​

Проверяем технику чтения самостоятельно

Вы можете организовать проверку техники чтения в домашних условиях, только не нужно превращать это в подобие экзамена. Некоторые дети достаточно чувствительны к любым проверкам, и в стрессовых ситуациях не всегда могут продемонстрировать всё, на что способны. Придумайте формат игры или проверьте технику незаметно. Если же ребёнок и сам хочет узнать, каких успехов он добился, то никаких проблем не возникнет.


Алгоритм действий:

Вооружитесь часами с секундной стрелкой. Для проверки можно использовать секундомер в смартфоне, а вот от песочных часов лучше отказаться, так как ребёнок, никогда таких не видевший, будет на них отвлекаться.

Подготовьте текст и покажите его ребёнку.

Попросите прочитать текст вслух.

Время следует засекать с момента начала чтения.

Если вы заметили, что ребенок сделал ошибку, не останавливайте его, а просто сделайте пометку для себя.

Оцените результат. Чтобы получить максимально объективное представление о навыках школьника, следует провести контрольную проверку и сравнить результаты.

Если вы видите, что ребенок недостаточно сконцентрирован, у него плохое настроение или самочувствие, проверьте технику чтения в другой день.


Правильно оцениваем результат

Посчитайте количество прочитанных слов. Моменты, на которые нужно обратить внимание при подсчёте:

союзы, частицы, предлоги, состоящие из одной или двух букв, считаются как одно слово;

при переносе слово считается не как одно, а как два;

слова с дефисом считаются по-разному: если с обеих сторон дефиса три и более букв, то слово засчитывается за два, менее трёх букв – как одно слово.

Важна не только скорость, но и другие критерии. Обязательно оцените правильность прочитанного текста. Все допущенные ошибки следует разобрать вместе с ребенком. Если вы заметили, что присутствует много запинок, исправлений, изменений окончаний и целых слов, следует проконсультироваться с педагогом. Возможно, необходима профессиональная коррекция навыков чтения.

Также важно понять, насколько хорошо ребенок понял смысл текста. Просить школьника пересказывать прочитанное не нужно. Достаточно того, что он несколькими словами опишет содержание. Попросите его определить главную мысль. Если с этим возникнут проблемы, то тогда можно прибегнуть к пересказу.

Обратите внимание на выразительность. Школьник должен стараться соблюдать интонацию, выдерживать паузы в соответствии со знаками препинания. К сожалению, не все дети способны прочитать отрывок с выражением. Подскажите ребенку, в каких местах нужно нарастить темп и эмоциональность, на каких словах необходимо сделать голосовой акцент.


Требования к текстам,используемым для проверки техники чтения

Выбирая текст, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Это должен быть незнакомый для ребенка текст, но не слишком сложный, соответствующий возрасту.

Обратите внимание на структуру предложений: они должны быть короткими, без диалогов и большого количества знаков препинания.

Лучше выбирать текст без рисунков.

Важен и размер шрифта – он должен быть достаточно крупным.

Текст не должен быть разбит на две страницы.

Конечно же, не стоит проверять технику чтения, используя инструкцию к бытовой технике или пособие для домохозяек. Оптимальный вариант – небольшие рассказы о природе, животных, временах года.


Советы по улучшению техники чтения

Если результаты проверки не соответствуют нормативам, не стоит расстраиваться. А вот что действительно нужно сделать, так это приложить больше усердия и не лениться заниматься. Можно обратиться за помощью к специалистам или заниматься с ребенком самостоятельно. Но только помните, что заниматься нужно минимум 15 минут каждый день.

Существует множество упражнений для улучшения техники чтения:

чтение одного и того же текста несколько раз подряд с постепенным наращиванием темпа;

"жужжащее чтение" – ежедневное пятиминутное чтение тихим голосом;

"тарабарская грамота" – использование текстов, в которых часть букв написаны вверх тормашками;

"поиск слова" – упражнение на поиск определённого слова в тексте;

упражнение со слоговыми таблицами.

Это лишь часть упражнений для улучшения техники чтения. Также есть рекомендации для работы над грамотностью, выразительностью, пониманием смысла прочитанного:

если есть проблемы с дикцией, следует сделать акцент на скороговорках;

чтобы ребенок лучше понимал смысл прочитанного, просите его чаще пересказывать тексты, составлять планы, рисовать иллюстрации к какому-либо отрывку;

для улучшения выразительности чтения больше всего подходят стихотворения. Только декламировать их нужно не тихо и спокойно, а громко и эмоционально.

Считается, что скорость чтения должна быть сопоставима с разговорной речью. Такого мнения придерживаются и заслуженные педагоги, и молодые учителя-новаторы. В среднем 120-150 слов в минуту – именно к такому темпу адаптировался артикуляционный аппарат человека за несколько столетий эволюции. Конечно же, такие показатели применимы для учеников средней и старшей школы, но это не означает, что к ним не нужно стремиться. Ведь все базовые навыки, заложенные в начальных классах, обязательно пригодятся в дальнейшем. Умение прочитать в среднем 120 слов позволит быстрее осваивать материал и справляться с заданиями. Естественно, при условии, что это осознанное чтение с пониманием смысла. Поэтому работать над техникой и темпом чтения нужно постоянно.

Проверка учебных достижения