Задачи:
1) знакомство детей друг с другом и психолога с группой;
2) создание доброжелательной атмосферы;
3) знакомство с понятиями «жесты», «мимика», «интонация».
Ход работы
Дети заходят в кабинет, располагаются на местах.
«Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться поудобнее, чтобы ничто не мешало сосредоточить все свое внимание. Пока мы тут с вами общались, смеялись, вокруг нас происходило много событий.
В соседней группе дети готовились к занятию, рос цветок на окне, где-то ехали машины, мимо окна летела птица, на втором этаже двигали стул, на станцию прибыл поезд, над городом пролетел самолет. И все это происходило одновременно. Но мы ничего этого не слышали и даже не думали об этом. Человек, конечно же, не может все видеть и слышать сразу. Давайте попробуем сейчас сосредоточиться на чем-то одном. (Дети с закрытыми глазами поочередно слушают звуки на улице, в кабинете, в коридоре, как одежда прикасается к телу, как растут на голове волосы).
Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад. И все делаем так быстро, торопясь, что заметить, остановиться, понюхать цветочек— нет времени. А планета кружится, птицы поют, цветы растут, солнце всходит... Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и представить, как над красивым черным космосом, между блестящими звездочками висит теплая круглобокая планета, она кружится, на ней живут люди, зверюшки бегают и прыгают, летают бабочки. Присмотритесь к планете внимательнее, еще внимательнее. Откройте глазки, вы заметили одну удивительную вещь? Нигде, нигде больше на планете нет ни одного вот такого малыша, нет больше нигде вот такой замечательной красавицы, на всей планете одна вот такая «единственная» девочка и, сколько ни присматривайся, нигде больше на всей планете нет такого очаровательного мальчика. Нигде нет такого второго ребенка».
То же самое очень искренне говорится о каждом ребенке. В этот момент психолог по очереди обращается к каждому из детей в группе: «Ты на свете один такой единственный, второго такого существа нет нигде, сколько бы мы ни искали». При этом «существо» произносится очень нежно, с восторгом, как слово «чудо».
«Давайте, наконец, познакомимся. Чтобы все видели друг дружку, сядьте в кружок».
«Снежный ком» (игра)
Первый ребенок представляется. Второй, прежде чем представиться самому, называет имя первого, третий — имена первого и второго, и далее по кругу. Психолог завершает круг, называя по именам всех детей, а затем называя свое имя.
«Замечательно, оказалось, что у всех вас есть прекрасные имена. Ну-ка, дайте, я на вас посмотрю. У всех есть глазки, по два глазика у всех? У всех есть носик, у всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, дети, так вы все одинаковые».
Психолог выдерживает выразительную паузу на слове «одинаковые», давая детям возможность прийти в себя и возмутиться. После того как они выразят свое возмущение — «Мы разные», — психолог говорит:
«Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, вот уши и т. п. А, волосы разные? Характер разный? Хорошо, вы меня убедили, давайте разберемся, чем вы отличаетесь».
Дети вместе с психологом перечисляют, чем отличаются друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, внутренний мир. Внутренний мир упоминается особо.
«Вы знаете, что такое внутренний мир? Внешний мир — это природа, небо, солнце. А внутренний? На самом деле в нашем внутреннем мире тоже есть небо и солнце. И если на солнышко находят тучки— настроение портится, идет дождь— бегут слезки, светит солнышко— и настроение улучшается, хочется петь песенки. От того, какое у нас настроение, зависит очень многое. Когда у нас плохое настроение, мы грустим, у нас надуваются губки, появляются слезинки, уже не хочется играть в мяч или с куклами (все говорится соответствующим тоном).
Как выглядит грустный человек? Брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты.
А как выглядит веселый человек? Он улыбается, ему хочется бегать и прыгать. Ну-ка, давайте встанем и покажем, какие мы, когда веселые. Когда мы радуемся, нам хочется обнять все небо, раскинув руки. А после такой бурной радости можно и устать немножко.
Как выглядит уставший человек? Уф, выдохнули, пополам согнулись, руки тяжелые, упали. Все, лежим и отдыхаем.
Что мы только что делали? А как мы это делали? Правильно, внутреннее состояние человека можно передать многими способами. С помощью жестов. Давайте все грустно помашем вслед рукой... При этом наше лицо показывает, что мы грустим, грусть буквально написана на нашем лице — это наша мимика. А теперь давайте покажем с помощью мимики, какие мы сонные — тогда мы хотим спать, глазки слипаются. А еще у нас есть голос, и с помощью интонации мы тоже можем о многом рассказать. Давайте голосом покапризничаем: «Мама, не хочу вставать».
Вы уже, наверное, поняли, что все эти способы что-то сказать о своем внутреннем мире— жесты, интонация, мимика — вы постоянно используете. И потому, несмотря на то, что у каждого из нас по два глаза, по две руки, по две ноги, по одному носу, все же мы очень сложные и разные существа.
Чтобы представить себе, кто вы такие, какие вы удивительные и уникальные, ни на кого не похожие, завтра, как только проснетесь, только-только откроете глазки, не причесываясь и не умываясь, сразу же подбегите к зеркалу. Посмотрите на себя и удивитесь себе — какие вы интересные: какие у меня замечательные веснушечки, какие реснички, какие у меня зубки. Вы посмотрите на себя в зеркало и расскажите мне и другим ребятам на следующем занятии, кого вы увидите в зеркале, что вам понравится, а что нет.
А сегодня наше занятие заканчивается, до свидания!»