Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Окружающий мир

Проверка учебных достижения

Мудрый гном

 

Задачи:

1) развитие внимательности, соблюдения общепринятых норм в отношениях между людьми;

2) знакомство детей с проблемой понимания человека че­ловеком.

Необходимые материалы. Карточки с изображениями фантастических животных; бумага; цветные карандаши; аудио­кассета с записью спокойной музыки.

Ход работы

 «Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры, которая называется «Ответить — не ответить». Для того чтобы в нее сыграть, кому-то из вас нужно выйти ненадолго за дверь».

Группа стоит в круге. Один из детей (водящий) выходит за дверь. С группой договариваются о том, что, когда водящий входит и здоровается с кем-либо, этот ребенок демонстратив­но отворачивается (или начинает разговаривать с кем-то дру­гим). После нескольких попыток игра прекращается, психолог извиняется перед водящим, все отвечают на его приветствие.

Проводится обсуждение игры. При обсуждении водящего просят рассказать о своих чувствах во время игры. Об этом также спрашивают тех, кто в игре не отвечал на приветствие.

 «А сейчас располагайтесь поудобнее и приготовьтесь слу­шать сказку о мальчике, который не умел играть».

Психолог читает сказку, параллельно показывая карточки с нарисованными чудесными животными.

Жил-был мальчик. Звали его Петя-вредина. Да, конечно, имя его было просто Петя, но его настолько давно прозвали врединой, что просто Петей его уже никто не называл. А все дело в том, что Петя не умел играть. Он не признавал никаких правил, если они ему не нравились, а обычно это так и было. Он не любил никому уступать и всегда хотел не того, что дру­гие дети. В конце концов он так надоел остальным, что они уходили как можно дальше, как только Петя-вредина выходил погулять. Пете было решительно не с кем дружить. Но он не огорчался. «Мне не нужны их дурацкие забавы, я считаю, что не должен играть так, как хотят они, — думал Петя, — у меня бу­дет что-нибудь такое, что они сами запросятся поиграть, а я еще подумаю. А это будет, будет...» И Петя представил себе замечательное животное: передние его лапки были крошечные, их было семь, и каждая держала по маленькому колокольчику. Задние лапы были сильные с крепкими копытами, голов было дВе — обе с розовыми гривами и с белым рогом посреди лба.

— Меня зовут Единорог Семь Колокольчиков, — сказало чудесное животное, — дай я тебя покатаю.

Петя охотно согласился. И весь день провел с Единорогом Семь Колокольчиков. Но, отправляясь домой, Петя даже не сказал Единорогу «до свидания». И на следующий день на дво­ре его не увидел. Но теперь он знал, что делать. На этот день ему составил компанию Змеелев, который показывал ему фо­кусы. На следующее — быстро бегающий Летучий Свинслик; с ним Петя бегал наперегонки, а летать ему запретил из вредно­сти. А еще на следующий день Петя-вредина вспомнил про других ребят. «Пусть они не думают, что я так легко оставлю их в покое, — мечтал Петя, — я придумаю такое...»

И придумал. Новое животное было очень страшным: с крас­ной гривой, пятнистым телом, пастью, полной больших острых зубов. Оно выжидательно зевнуло.

— Что ты здесь торчишь? — закричал на него Петя. — Ты ребят ищи!

— Во-первых, — визгливым голосом проверещало живот­ное, — не кричи на меня. Я тебе не кто-нибудь, а Опудало, и со мной так нельзя! Во-вторых, я никого искать не собираюсь. Ты меня придумал, и тебе самому придется со мной играть. Лучше не начинай меня сердить, а то узнаешь, что такое мои когти и зубы. А уж если я всерьез рассержусь,— заявило Опудало,— то я тебя просто съем.

— Ну ладно, — испугался Петя, — скажи, как ты хочешь играть.

И целый день Петя ползал, бегал, стоял смирно по коман­де чудовища, надеясь, что назавтра он сумеет выдумать что-нибудь поприятнее. Вечером, когда он собрался уйти, Опудало загородило ему дорогу:

— Ты что такой невежливый? Если ты не скажешь «до сви­дания», я тебя проглочу!

И Петя сказал. В результате на следующее утро Опудало поджидало его во дворе. И еще на следующее утро тоже. А ве­чером сказало:

— А почему это я должно ночевать во дворе? Я хочу играть с тобой и ночью, то-то будет весело!

Петя взмолился:

— Дорогое Опудало, я не успел приготовить тебе помеще­ние, подожди до завтра.

— Ишь какой! — возмутилось Опудало и больно хлестнуло Петю колючим хвостом. — Смотри мне, только до завтра.

Грустно поплелся домой Петя, ему осталась одна ночь, чтобы что-нибудь придумать.

Петя думал всю ночь. Сначала он хотел придумать другое страшное чудовище, которое могло бы победить жуткое Опуда­ло. Но что с ним делать потом? Думал Петя и о том, чтобы опять позвать Единорога Семь Колокольчиков, Змеельва и Свинсли-ка, но понял, что добрые звери не справятся с Опудалом. Петя хотел попробовать помириться с ребятами, но не знал, как это сделать. И чем помогут ребята, тоже не знал. На какое-то мгно­вение ему пришла идея рассказать обо всем маме. Но вдруг Опудало съест маму?

Дальше Петя думать не стал — Опудало просто нельзя пус­кать домой. «Может быть, самому не выходить? Заболеть или даже умереть, но как бы не навсегда — пусть только исчезнет страш­ная выдумка. Но ведь это я выдумал Опудало, — устыдился вдруг Петя. — Не зря ребята прозвали меня врединой, если я смог при­думать такой ужас, значит, этот ужас есть во мне самом?»

— Еще чего, снова возник в его ушах визгливый голос, — мы с тобой одно, будем жить вместе, и все будут нас бояться.

— И мама тоже?

— А что такое мама? У... маменькин сыночек!

— Ты не смеешь оскорблять мою маму!

— Я все смею. Я — это ты!

Петя испугался. «Неужели я такой ужасный?! Наверное, да, ведь я не хотел играть с Опудалом, оно меня заставило. И ребя­та не хотят со мной играть. Но, может быть, я не всегда такой? Я же придумывал и других зверей — добрых и веселых. Если это ужасное Опудало меня не съест, я постараюсь стать другим, даже если мне придется играть так, как хотят ребята. Я больше не буду врединой, — пообещал сам себе Петя. — А что делать сей­час?!» И Петя решил: «Если я хочу исправиться, я начну сейчас — я не буду врать Опудалу, что приготовлю ему помещение, а ска­жу ему так: „Спасибо тебе, Опудало. Теперь я понимаю, какой я, ты меня многому научило. Если хочешь, попробуем вместе стать другими — такими, чтобы с нами хотели играть"». Петя очень боялся, но понимал, что другого выхода у него нет. Весь дрожа, он шагнул во двор, навстречу чудовищу.

Во дворе никого не было.

«Ребята, как вы думаете, почему исчезло чудовище? А ска­жите, пожалуйста, можно ли придумывать друзей? Что значит «уметь играть с другими»? Что делать, если тебе не нравятся правила игры? Расскажите, что в сказке запомнилось вам боль­ше всего, а затем нарисуйте это».

Включается запись спокойной музыки, и дети рисуют то, что понравилось, запомнилось больше всего. Затем дети рас­сказывают о своих рисунках, и занятие заканчивается.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев