Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Задачи:

1) обучение отреагированию эмоций в конфликте;

2) формирование адекватных форм поведения.

Необходимые материалы. Песочный поднос; мелкие фигурки животных, людей, растений; зеркальце.

Ход работы

Дети заходят в кабинет психолога и стано­вятся вокруг песочницы, накрытой тканью.

«Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в сказочное путешествие. Сейчас каждый из вас посмотрится в волшебное зеркальце, превратится в волшебника и перенесется в сказоч­ную страну.

(Когда все дети посмотрелись в зеркальце, психолог сни­мает с песочницы ткань, и дети видят ровное пространство песочницы.)

Посмотрите, Сказочная Страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Дорогие волшебники, да­вайте попробуем все вместе создать Сказочную Страну.

(Дети с помощью психолога создают реку (озеро), сажают лес.)

А теперь подойдите, пожалуйста, к полке с фигурками и выберите себе фигурку того героя, кем вы сегодня будете в нашей сказочной стране».

Возможен и другой вариант работы: можно заранее приго­товить фигурки тех персонажей, которые встречаются в сказ­ке, и предложить детям выбирать героев из их числа.

Психолог берет фигурку в последнюю очередь, в соответ­ствии с теми персонажами, которых взяли дети, или же зайца (во втором варианте).

«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители. Давайте познакомимся, кто живет в нашей Сказочной Стране?»

Дети по очереди рассказывают о своих персонажах, как их зовут, чем они занимаются, какие у них привычки. Психолог о своем герое говорит в последнюю очередь, после чего начина­ет рассказывать сказку. По ходу изложения сказки дети вместе с психологом обыгрывают все ситуации, тем самым принимая активное участие в рассказываемой истории.

 

Ссора

Встретились однажды на лесной полянке Зайчонок и Мед­вежонок.

— Эй, Медвежонок, давай играть! — прокричал Зайчонок в самое ухо Медвежонку, прыгая от нетерпения на месте.

— Давай, а во что мы будем играть?

— В догонялки. Я, чур, убегаю, а ты догоняешь!

Начали зверята играть, да только ничего у них не вышло. Как ни старался Медвежонок поймать Зайчонка, ничего у него не получалось.

— Так нечестно, ты слишком быстро бегаешь!

— А ты пошевеливайся быстрее! Что ты ползаешь, как че­репаха!

Расплакался Медвежонок от обиды и домой ушел. А Зайчо­нок дальше по лесу побежал. Прибежал он к речке, а там Боб­ренок с Барсучонком замок из песка строят.

— Ух ты, какой замок! Я тоже с вами строить буду, — вос­кликнул Зайчонок.

— Строй, только сначала тебе нужно воды из речки прине­сти, чтобы песок намочить, — ответили зверята.

— Вот еще, я лучше башню вот эту поправлю, а то она у вас кривая какая-то.

С этими словами Зайчонок ткнул в самую большую башню лопаткой, и она упала.

— Что ты наделал! Уходи от нас. Мы не хотим с тобой играть!

— Подумаешь, не очень-то и хотелось. Вот вам за то, что вы такие!

И Зайчонок прыгнул в самую середину тщательно постро­енного сказочного Замка, а потом побежал дальше по лесной тропинке. Тропинка вывела Зайчонка прямо на поляну, где ве­селились зверята, ученики лесной спортивной школы.

— Эй, во что это вы здесь играете?

— В футбол. Хочешь с нами играть?

— Тоже мне, игроки нашлись! Смотрите, как надо! Зайчонок выбежал на середину поляны, оттолкнул Енота,

ударил Лисенка, сделал подножку Бельчонку, так, что тот упал и кубарем покатился прямо в кусты репейника. Затем Зайчо­нок схватил мяч и побежал к воротам.

— Ты что маленьких обижаешь! — закричал Волчонок. — Уходи, мы не хотим с тобой играть. А то как наподдам сейчас!

Зайчонок испугался, бросил мяч и убежал в лес.

С тех пор стало Зайчонку скучно и одиноко. Никто не хотел с ним дружить. Все звери или убегали, или прогоняли Зайчонка, а он только хорохорился и говорил, что ему и так никто не нужен. Но вот однажды Зайчонок в одиночестве гулял по берегу реки, не заметил на пути кочку, споткнулся и полетел прямо в воду.

— Спасите, помогите, тону! — закричал Зайчонок, ведь он совсем не умел плавать.

Зверята услышали крик Зайчонка и всей гурьбой броси­лись ему на помощь. Они вытащили его из воды и помогли дойти до дома. Задумался Зайчонок: «Что же я всех зверят обижал? Они вон какие хорошие. Меня в беде не оставили, спасли от гибели. Надо обязательно попросить у всех проще­ния». И в самом деле, Зайчонок попросил прощения у каждого, кого когда-то обидел. Зверята простили Зайчонка и стали дру­жить с ним. А Зайчонок никогда никого больше не обижал. Он стал помогать тем, кому нужна была помощь, придумывать разные игры, делать только добрые дела. И все лесные жители очень полюбили Зайчонка и стали гордиться тем, что он живет рядом с ними.

Когда сказка рассказана до конца, психолог говорит:

«Дорогие мои Волшебники! Мы сегодня с вами славно по­трудились. Мы создали сказочную страну, рассказали историю о ее жителях. А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте поставим все фигурки на место и с помощью нашего волшеб­ного зеркальца отправимся в обратный путь.

(Все дети ставят фигурки на место, по очереди смотрятся в зеркальце, песочница снова накрывается тканью.)

Вот мы и вернулись. А теперь расскажите, пожалуйста, в какой сказке мы сегодня побывали? Какие герои там были? Что происходило? Чем закончилась сказка?

Здорово, ребята! Нам было очень интересно в сказочной стране. А сейчас я хочу вам предложить поиграть в одну очень интересную игру. Мы сейчас будем разыгрывать разные ситу­ации, которые могут происходить с нами в жизни».

Предлагаются следующие ситуации:

• Два мальчика поссорились, нужно их помирить.

• Ты и твой друг хотите играть одной и той же игрушкой.

• Твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попро­буй помириться.

• Твой друг попросил поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной.

•  Ребята из вашей группы играют в интересную игру, а ты опоздал в детский сад и пришел, когда игра уже нача­лась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если ребята не захотят принять тебя?

Дети в парах по очереди разыгрывают вышеописанные ситуации. Можно использовать для проигрывания и те ситуа­ции, которые возникают в ходе реальной игры. При проигры­вании хорошо использовать такой прием, как «обмен ролями», когда дети меняются ролями в ходе проигрывания. Это дает конфликтному ребенку хорошую возможность почувствовать себя в роли слабого и обиженного.

«Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. На этом наше занятие заканчивается. До свидания!»

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев