Задачи:
1) подведение итогов;
2) развитие рефлексивных навыков;
3) развитие самосознания;
4) раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Везения, групповой коллаж «Страна Фантазия» (занятие 1), картинки из журналов, клей, ножницы, бумага, гуашь, кисти, баночки для воды, вода.
Ритуал входа в сказку
См. занятие 1.
Повторение материала
См. занятие 2.
«Измени Фантазию» (групповой коллаж)
Ход работы
«Сегодня мы заканчиваем свое путешествие по Фантазии. Давайте вспомним, какой она была в нашем представлении в начале путешествия».
Перед детьми находится коллаж «Страна Фантазия», сделанный на первом занятии. Задача группы: дополнить и изменить Фантазию, используя предложенные артматериалы. Можно рисовать на отдельных листах каких-либо сказочных героев, затем вырезать и помещать их в пространство коллажа. Работа ведется под спокойную волшебную музыку.
Обсуждение. Детям для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
• Что изменилось в Фантазии?
• Что изменилось в нас?
• Имеет ли Фантазия границы?
• Через некоторое время изменится ли Фантазия или останется прежней? И т. д.
Ход работы
Дракон Везения: «Подходит время и мне прощаться с вами. Я должен возвращаться в ущелье драконов. Есть много людей, которые нуждаются в моей помощи, в везении. Вы отдавали мне свое тепло и любовь, а я в ответ отдавал вам волшебное свойство— везение. Теперь каждый из вас везунчик, и нет ничего в этом мире, чего бы у вас не получалось. Надо только по-настоящему захотеть, поверить в себя и вспомнить меня. Перед тем как улететь, я хочу попросить вас совершить еще один обряд, который принято совершать в конце путешествия по Фантазии. Вам необходимо сыграть мелодию вашей группы. Все это время вы были вместе, поддерживали друг друга. Теперь, как только вы снова соберетесь вместе — зазвучит музыка. Услышать ее сможет каждый, если захочет».
«Мелодия группы» (упражнение)
Ход работы
Дети рассаживаются по кругу. Каждый ребенок решает, каким инструментом он будет. Вся группа — это оркестр. Звучание осуществляется голосом или подручными средствами. Инструменты могут повторяться. Если ребенок выбрал какой-либо инструмент, но не знает, как он звучит, будьте готовы продемонстрировать это сами.
Первый круг упражнения. Дети пробуют воспроизвести звук инструмента, предварительно его назвав.
Второй круг упражнения. Группа делится на пары (они образуются из сидящих рядом детей), и инструменты воспроизводят мелодию в дуэте.
Третий круг упражнения. Вся группа одновременно начинает играть на своих инструментах, создавая мелодию. Ведущий может помогать, выступать в качестве дирижера. Если сразу мелодия не получилась, можно попробовать еще несколько раз. Здесь важны спонтанность и экспрессивность.
Дракон Везения прощается с каждым ребенком и улетает.
«Своей мелодией мы разбудили все волшебные силы Фантазии, и сейчас, используя самые простые материалы, мы будем изготавливать сказочные подарки друг для друга. Каждый из вас сможет сделать для другого подарок-амулет. Это может быть открыточка, может быть рисунок или оригами — кто что захочет и умеет делать. Главное, вложить в эту работу свое тепло и любовь, и тогда этот подарок станет действительно амулетом для того, кому вы его подарите. Если вы хотите сделать несколько подарков — пожалуйста. Главное, чтобы каждый в группе получил такой амулет».
Изготовление амулетов
Необходимые материалы. Бумага для рисования, цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, мелки, краски, нитки шерстяные (вязальные) и многое другое.
Ход работы
Накануне этого занятия уточните у ребят, что они умеют делать руками, и подберите материалы в соответствии с этим. Также это задание может быть домашним, в этом случае ребята придут на занятие уже с подарками.
Ведущий тоже может приготовить подарки для всей группы. Это могут быть, например, маленькие альбомчики с фотографиями путешествия и волшебными пожеланиями. Их можно сделать на родительском занятии (вместе с родителями), предварительно согласовав затраты на покупку пленки, альбомов и печать фотографий. Кто-то из родителей может взять это на себя.
«Спасибо за прекрасное путешествие» (упражнение)
Ребята встают в общий круг. Один ребенок становится в Центр. Другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за прекрасное путешествие!» Затем вручает ему свой подарок-амулет. Тот в ответ делает то же, и оба остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за прекрасное путешествие!» Затем они обмениваются подарками. Таким образом группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, замкните круг и вручите детям свои подарки. В этой церемонии также могут участвовать и родители.
Этим путешествие завершается, и ребята прощаются с Фантазией.
Ритуал выхода из сказки
См. занятие 1.