В сказочном путешествии можно предлагать подросткам различные игры и упражнения, направленные на развитие интереса к самому себе, рефлексии, повышение самооценки и уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения и накопление положительного эмоционального опыта.
На первом занятии мы можем узнать, какие герои отправятся в сказочное путешествие. Для этого можно предложить следующее упражнение.
«Сказочная поляна» (упражнение)
Задачи:
1) развитие интереса подростка к самому себе;
2) стимулирование творческого самовыражения;
3) развитие рефлексии.
Ход работы
Участники сидят в кругу.
«Мы оказались на сказочной поляне страны Фантазия. Именно с нее начнется наше путешествие. Попав сюда, каждый из нас преобразился в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый из вас должен представить себя. Каждая строчка представления должна начинаться словами: «Я», «Мой», «У меня»... Например: «Я— Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я сильный, могу защищать кого-нибудь. У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард».
Обсуждение. После представления всех участников ведущий спрашивает у героев:
• Чье самоописание понравилось больше всего?
• С кем они хотели бы встретиться в Фантазии?
• Что они могли бы дать волшебной стране?
«Свиток правил» (игра)
В любой групповой работе важен этап принятия правил, в соответствии с которыми группа будет существовать. В сказкотерапевтической группе с подростками разработка и принятие правил проходит в игровой форме.
Необходимые материалы. Большие листы бумаги или обоев и маркеры или фломастеры. Могут быть использованы краски для граффити (пульверизаторы для окраски автомобилей), если подростки захотят оформить правила в этом стиле. В таком случае на стены заранее нужно будет прикрепить обои.
Ход работы
«Жизнь страны Фантазии протекает по определенным правилам. Но самое интересное в том, что эти правила определяют те, кто путешествует по этой стране. Каждый
из вас может установить здесь любые законы, которые покажутся вам разумными. Какие правила каждый из вас введет в этой стране?
Сейчас каждый герой получит свиток, на котором он должен будет записать свои правила. Затем он объявит их для всех жителей и гостей страны Фантазии. На эту работу у вас есть 10 минут».
После того как все путешествующие герои огласят свои правила, необходимо составить из них один список, который будет действовать на территории Фантазии все то время, пока продолжается путешествие. Для этого необходимо выделить общие для всех правила, а также предложенные отдельным участником, но которые готовы принять и остальные.
Единый свод правил можно записать на отдельном листе и украсить. Он будет висеть на стене на протяжении всего путешествия.
Обсуждение. Обсуждение проходит по следующей схеме:
• Какое из собственных правил тебе кажется особенно важным?
• Понравилось ли тебе чье-то другое правило?
• С какими правилами ты был совершенно не согласен?
• Сложно ли будет тебе соблюдать принятый свод правил?
Упражнения с зеркалами: общие принципы
На сказкотерапевтических занятиях с подростками часто используется зеркало. В древних философских концепциях зеркало — символ души, удерживающий и хранящий все впечатления, а также проекция сознания и познания. Часто зеркало воспринималось как дверь («Алиса в Зазеркалье»), и поэтому оно может быть частью ритуала «перемещения» в сказочную страну или страну Фантазию.
«Чтобы попасть в страну Фантазию, каждый герой, отправляющийся в путешествие, должен подойти к этому волшебному зеркалу, посмотреть одну минуту на себя и сказать что-то хорошее о себе в утвердительной форме. Например: «Я хороший друг», «Я красивая», «Я сильный» и др. Это пароль для входа.
Утверждения не должны повторяться. Каждый раз при «входе» называется новое достоинство.
При выходе из страны Фантазия необходимо снова посмотреть на себя в зеркало и, повторив названное при входе свое достоинство, добавить, как оно помогло в путешествии. Например: «Я хороший друг. В пути я не оставил в беде своих друзей», «Я красивая. Красота помогала мне в общении» и т. д. Это пароль для выхода».
На своем сказочном пути герои сталкиваются с различными испытаниями. Одним из них может быть встреча с «Зеркальным Оракулом» или с «Волшебными зеркалами троллей».
«Зеркальный Оракул» (упражнение)
Необходимые материалы. Зеркала по числу участников (могут быть разные).
Ход работы
Участники рассаживаются по кругу. На каждом стуле лежит зеркало. Это и есть «Зеркальный Оракул».
«Путешествуя по Фантазии, мы оказались в ущелье Зеркального Оракула. Каждый из героев сталкивается с ним на своем пути. Только тот сможет продолжить путь, кто задаст Оракулу вопросы и получит ответы. Обратитесь к нему с вопросами:
• Кто я?
• Что я люблю?
• Что я не люблю?
• Что меня пугает?
• Что имеет для меня большое значение?
• Что я хочу?»
Эта работа занимает около 5 минут.
Обсуждение. Затем проводится обсуждение:
• Какой вопрос оказался для вас самым сложным?
• Что отвечал Оракул?
• Какой ответ понравился больше всего?
• Для чего, на ваш взгляд, в стране Фантазия существует Зеркальный Оракул?
«Волшебные зеркала троллей» (упражнение)
Необходимые материалы. Два зеркала примерно одного размера. Одно должно быть простым, в обычной рамке или без нее. Другое — нестандартной формы в красивой рамке, резной или литой. Рамки можно сделать из картона, придав обычным зеркалам волшебную форму; два листа бумаги, фломастеры.
Ход работы
«Страну Фантазия населяют различные волшебные существа. Глубоко под землей живут тролли-зеркальщики. Они делают разные волшебные зеркала. Сегодня нам предстоит пройти испытание волшебными зеркалами троллей. Зеркало в простой рамке показывает герою мир в серых, пессимистичных красках. Зеркало в ажурной рамке показывает мир в ярких, оптимистичных красках. Каждому герою необходимо подойти по очереди к каждому зеркалу, посмотреть в него и записать на листе, что лежит под зеркалом, первые, что пришли в голову, пессимистичные и оптимистичные утверждения о себе».
Каждому участнику предоставляется для рассказа 2 минуты.
Обсуждение. Обсуждение проводится по следующим вопросам:
• Как вы чувствовали себя, когда смотрели в зеркала троллей?
• Какое зеркало понравилось больше?
• Как получается, что одни герои смотрят больше в одно зеркало, а другие в другое?
• Чего сможет достичь каждый герой, если будет смотреть только в одно зеркало?
«Замок героя» (игра)
Часто у «трудных» подростков повышена агрессивность, и в связи с этим существуют проблемы конструктивного взаимодействия друг с другом. Для их разрешения в сказочном путешествии можно предложить следующую игру.
Необходимые материалы. Скотч, ножницы, картон, коробки разного размера, ватман.
Ход работы
«Недавно в стране Фантазия прошел сильный ураган, который наслала на нее великая колдунья Ничто. Этот ураган разрушил прекрасные замки волшебной страны. Настоящие герои не только борются со злом, но и создают что-то новое и прекрасное. Сейчас нам необходимо разделиться на три группы по четыре человека. Затем каждая группа героев, используя предложенные материалы, должна за 15 минут создать свой волшебный замок. А теперь очень важный момент— в процессе работы нельзя разговаривать друг с другом, постарайтесь найти другие способы взаимодействия между собой».
Через 15 минут группы представляют свои замки.
Обсуждение. Вопросы для обсуждения:
• Хватило ли материала?
• Как работала ваша группа?
• Был ли у вас ведущий?
• Как вы понимали друг друга?
• Довольны ли вы результатом?
• Сердился ли кто-то на кого-то?
• От чего зависит успех при такой работе?
«Ослиная шкура» (упражнение)
Во многих ситуациях подростки воспринимают себя как имеющих более низкое или высокое положение по отношению к окружающим. Обе эти позиции изолируют их от других людей и неизбежно приводят к возникновению напряжения в отношениях. Для снятия такого рода напряжения и коррекции самооценки можно предложить это упражнение.
Ход работы
«Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда— хуже. Но настоящие герои чувствуют себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Мы попали в заколдованный лес и бродим в нем. Пускай каждый сейчас представит, что все другие герои хуже него... Они все слабее тебя, не такие умные, не такие красивые, как ты... Ты один настоящий герой. И не просто герой, а Принц или даже Король волшебной страны. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (1 минута)
А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На тебе теперь надета ослиная шкура. Это ведьма надела ее на тебя. Ее не так просто снять. А все вокруг видят тебя таким и смеются. Они гораздо сильнее и умнее тебя. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (1 минута)
Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы на волшебной поляне. Разбейтесь на пары. Один из вас должен стать Королем, а другой — «Ослиной шкурой». Пусть Король расскажет своему партнеру, что ему дает ощущение превосходства, что он чувствует при этом состоянии (1-2 минуты).
Теперь пусть «Ослиная шкура» расскажет о своих чувствах (1-2 минуты).
Сейчас чары спали, и все герои снова стали равными. Никто не лучше и не хуже других. Что при этом вы видите друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Что вы чувствуете? Расскажите об этом друг другу». (1-2 минуты)
Обсуждение. Вопросы для обсуждения:
• Что дает ощущение, что ты Король?
• Есть ли что-то неприятное в превосходстве?
• Какие есть преимущества у «Ослиной шкуры»?
• А какие недостатки?
• Какие преимущества дает равноправие?
• Бывали ли в твоей жизни моменты, когда ты был Королем? А «Ослиной шкурой»?
«Сон героя» (упражнение)
Для того чтобы человек мог справляться с ежедневными проблемами, ему нужен позитивный образ будущего. Особенно это важно в наше время, когда ребята со всех сторон слышат о том, что ничего хорошего от будущего ожидать нельзя.
Ход работы
«Мы долго путешествовали и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет... (15 секунд)
Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет... Где вы живете... Что вы делаете... (15 секунд)
Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами? (15 секунд)
Теперь сделайте три глубоких выдоха. Потянитесь, напрягите и затем расслабьте все свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что вы увидели о самом себе.
Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и запишите, какие вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как вы достигли этого и т. д.» (10 минут)
Когда листочки заполнены образами будущего, подростки вновь занимают свои места в кругу, где проводится обсуждение:
• Довольны ли вы увиденным образом будущего?
• Что понравилось больше всего?
• Было ли что-то, что не понравилось?
• Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?