«Имя» (игра)
Задача. Знакомство участников.
Ход работы
Каждый участник называет свое имя. Затем на первую и последнюю буквы своего имени он называет свои качества, которые ему помогают и мешают в общении. Знакомство происходит по кругу.
Принятие групповых норм
После знакомства нужно рассказать участникам о групповых нормах и помочь принять их.
1. Правило «Здесь и теперь» — предметом анализа и обсуждения могут являться те процессы, которые происходят в группе в данный момент. Этот же принцип распространяется на чувства, мысли и переживания. Подросткам следует продемонстрировать важность того, что происходит именно сейчас. Это позволит им в процессе занятий сосредоточить внимание на себе и будет способствовать развитию навыков самоанализа и рефлексии.
2. Искренность и открытость — соглашение о том, чтобы не лицемерить и не лгать. Самораскрытие, направленное на другого, позволяет стать самим собой, получить и предоставить честную обратную связь.
3. Принцип «Я» — основное внимание сосредоточено на процессах самопознания, самоанализе и рефлексии. Оценка другого осуществляется через высказывание собственных чувств и переживаний. Допустимы только Я-высказывания.
4. Активность — желательно активное участие всех.
5. Конфиденциальность — вся информация относительно конкретных участников должна сохраняться в группе — это условие психологической безопасности и самораскрытия.
«Ассоциации» (разогрев)
Группа делится на пары. Каждый участник на листе бумаги рисует на своего партнера ассоциации (если бы он был цветом, предметом, животным, музыкальным направлением, то каким?). На эту работу отводится 10 минут. Когда ассоциации готовы, можно с их помощью представить своего партнера.
Для составления ассоциативного ряда можно воспользоваться готовыми образами, вырезав их из журнала и наклеив на бумагу.
«Рисунок на сказочную тему» (основное задание)
Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать любимую сказку детства или любимого сказочного героя.
Обсуждение. Как следует проводить обсуждение? Предлагаем следующую схему, в основу которой положены рекомендации J. Bowers (1992):
1. Дайте подростку рассказать о своей работе так, как он этого хочет, — это основополагающее, «золотое» правило.
2. Попросите подростка прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы как персонажи. Следование этому плану поможет избежать преждевременных предположений относительно содержания работы.
3. Попросите подростка описать работу от первого лица и возможно, сделать это с каждым из элементов изображения. Он может построить диалоги между отдельными частями работы независимо от того, являются ли эти части персонажами, геометрическими формами или объектами. Комментарии подростка могут касаться внешних или внутренних свойств предмета
4. Если ребенок не знает, что означает та или иная часть изображения, психолог может дать объяснение, однако следует спросить подростка, насколько это объяснение представляется ему верным.
5. Побуждайте подростка фокусировать внимание на цве тах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что цвет означает, фокусируясь на цвете, он может что-то осознать.
6. Помогайте подростку осознать связь между его выска зываниями о работе или ее частях и его жизненной ситуацией осторожно задавая ему вопросы о том, что в его жизни происходит и как это может отражать его работа.
7. Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке.
8. Иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображенному, в особенности если есть основания для такого предположения. Если изображение не соответствует реальному образу, это может быть изображение подростка с сильным Эго, уверенного в себе, либо нереалистический (идеальный) образ «Я» ребенка со слабым Эго.
9. Просите подростка рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения. Необходимо спрашивать о самочувствии ребенка в разные периоды работы; таким образом можно избежать многих защитных реакций.
10. Предоставьте подростку возможность работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить, и отражать те состояния, которые он готов отражать.
11. Стремитесь выделить в работах подростков наиболее устойчивые темы и образы. Со временем каждый подросток будет готов увидеть в своих работах единые смысловые линии.
Каждый берет в руки свою работу и садится в круг. Далее необходимо представить свою работу, рассказать, что нравится в герое, почему выбрана та или иная сказка и т. д., по предложенной выше схеме обсуждения.
«Первое впечатление» (завершение работы)
Группа сидит в кругу. «Посмотрите еще раз, пожалуйста, на соседей справа и слева. Прежде чем вы пойдете домой, встаньте и скажите ребятам, с которыми сегодня познакомились, каждому в отдельности, что вам понравилось в них».