Задачи:
1)установление контакта;
2) создание положительной мотивации к предстоящему циклу занятий;
3) освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия и самовыражения.
Знакомство с ведущим
Участникам предлагается, рассмотрев кабинет, определить, чем любит заниматься человек, работающий в нем.
Знакомство друг с другом
Дается задание нарисовать свою комнату или свое место в квартире, а затем назвать себя и рассказать о себе, используя рисунок. Психолог может обратиться к каждому из участников группы с вопросом: «Если бы я пришла к тебе домой, что я могла бы узнать о тебе, просто рассматривая твою комнату?»
«Каракули» (упражнение)
Участникам предлагается нарисовать на листе бумаги несколько непроизвольных линий и передать свой рисунок соседу слева. Тот, в свою очередь, передает свои каракули также соседу слева. И все одновременно получают чужие каракули. Необходимо увидеть в каракулях какой-либо образ и дорисовать его. Затем все по очереди демонстрируют созданные образы.
«Ритмическое эхо» (разминка)
Под музыку участники группы («эхо») повторяют за ведущим те движения, которые он показывает: танцевальные, гимнастические, голосовые, мимические. Задача ведущего — добиться синхронизации движений всех членов группы, поэтому предлагаемые им движения должны быть посильными, интересными, повторяющимися до тех пор, пока все не начинают выполнять их в едином ритме.
Упражнение выполняется на каждом занятии, что способствует сплочению группы.
«Круг воли» (упражнение)
Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними — безвольный человек.
Затем даются определения волевых качеств. После этого предлагается заполнить бланк техники «Круг воли».
«Окно» (завершающее упражнение)
Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал, и заполняет схему «Окно». Ее психолог может приготовить заранее: на листе (формат А4) нарисовано окно, в одной половине которого вверху располагается надпись «Узнал о себе сам», в другой — «Об этом сказали другие», кроме того, оставлена форточка как скрытая область знаний о себе.
Схема «Окно» заполняется в конце каждого занятия. Если на листе не остается свободного места для заполнения, то такое же окно рисуется с другой стороны.