Задачи:
1) поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения Я-концепции;
2) развитие умения анализировать и определять психологические характеристики;
3) активизация сенсорных анализаторов и механизмов творческого воображения.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
Продолжение знакомства
Участникам предлагается нарисовать себя на одной стороне листа в виде какого-нибудь предмета, а на другой стороне—в виде животного.
По окончании выполнения рисунков каждому предлагается представиться сначала от имени предмета: «Я — пуговица, блестящая, красивая, люблю..., хочу..., не люблю...», — и затем так же от имени животного.
«Как мозг воспринимает то, что мы видим?» (эксперимент)
Участникам предлагается рассмотреть несколько рисунков, обманывающих зрение. Рисунки предъявляются по одному. После рассмотрения каждого рисунка участник записывает то, что он видел. Затем ответы сравниваются. Ведущий подводит участников к пониманию того, что, хотя каждый и видит все по-своему, существует множество всеобщих законов восприятия. А многие люди, опираясь только на свое восприятие, воспринимают собственное мнение как непреложный факт. Здоровые и счастливые отношения между людьми основаны на понимании того, что у другого может быть своя точка зрения, свое восприятие.
«Путешествие на планету Творчества» (игра)
Ход работы
Ведущий выдвигает гипотезу: изменение восприятия — способ попутешествовать, узнать другие миры, уйти от данной действительности.
«Люди-путешественники свое стремление превращают в профессию: в первую очередь к ним относятся актеры, художники, музыканты и т. п. Вселенная творчества огромна: ее составляют музыкальные миры, мир театра, кино, живописи, скульптуры, мир танца, пластики, мир самой Природы и еще много-много разных миров. Давайте организуем наше первое путешествие на планету Творчество. Каждый из вас нарисует по одному материку, даст ему название, нанесет ландшафт (горы, реки, озера, долины, города, замки и т. п.) и придумает для всего названия. Обязательно нужно проложить путь по материку, выделив начало и конец этой дороги».
Участникам дается лист А4, из которого они вырезают материк любой формы. После завершения самостоятельной работы все материки размещаются на готовой нарисованной заготовке планеты.
Обсуждение. Участники представляют свой материк и отвечают на вопросы:
• На какой материк вы хотели бы попасть?
• Как вы думаете, где может находиться эта планета?
«Окно» (завершающее упражнение)
Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал, и заполняет схему «Окно».
В последующих занятиях процедура завершения проводится аналогичным образом.