Задачи:
1) тренировка способности сотрудничать, умения учитывать чувства и интересы других и ориентироваться на них в своем поведении;
2) тренировка невербальной коммуникации.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Зачем нужны вопросы?» (эксперимент)
Взаимопонимание при общении людей зависит от очень большого количества факторов. В этом эксперименте исследуется следующая проблема: «Насколько необходима и важна для общения обратная связь?» Участников спрашивают о том, что будет, если они не смогут задать своему партнеру по общению интересующий их вопрос?
Необходимые материалы. Два одинаковых набора деталей разной формы и цвета для каждой пары участников (если нет готовых, они могут быть заменены вырезанными из картона одинаковыми наборами из треугольников, квадратов, прямоугольников, кругов зеленого, синего, красного и желтого цветов — по нескольку штук каждого цвета и формы). Блокнот, тетрадь. Поле для какой-нибудь игры с фишками. Бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов.
Ход работы
Эксперимент выполняется поэтапно.
1. Участники разбиваются на пары и садятся за стол друг напротив друга. Между ними ставится блокнот или картонка в качестве перегородки. Каждый получает по набору деталей.
2. Один участник так, чтобы не видел напарник, строит из деталей какое-нибудь сооружение или выкладывает плоский орнамент, после чего дается инструкция.
«Участник, который выполнил орнамент, на космическом корабле облетает планету Зуг, обитатели которой настроены к нему дружелюбно, но не имеют никакого понятия о земной технике. На космическом корабле обнаружились неисправности, что вызывает необходимость посадки, но прежде чем она будет совершена, зуггианский лоцман (партнер в паре) должен понять, как выглядит пульт управления. К счастью, вы умеете говорить на одном языке, поэтому все детали пульта можно описать.
Но, к несчастью, зуггианцы не могут отвечать вам или задавать вопросы, потому что у них испортился передатчик. К тому же они не могут видеть капитана корабля, и потому он не может объясниться с ними жестами.
У напарника-«лоцмана» есть такой же, как у капитана, набор деталей. Капитан должен описать свой пульт управления, а лоцман — попытаться сделать точную его копию. Помните, что ваше общение может быть только односторонним. По завершении уберите перегородку и проверьте, насколько точно напарнику удалось воспроизвести орнамент или сооружение. Сможет ли капитан совершить посадку на планете Зуг?»
Обсуждение
Обсуждение предполагает ответы участников на следующие вопросы:
• Возможно ли взаимопонимание при одностороннем общении, когда говорит только один, а другой не может ни ответить, ни задать вопрос?
• Насколько это важно, чтобы была возможность задавать вопросы и получать на них ответы?
• Насколько важен при общении язык жестов?
«Групповой рисунок» (рисование)
Участники выполняют разминку рук (см. занятие 3), после чего молча, при необходимости используя жесты, приступают к созданию общего рисунка на тему, предварительно выбранную группой.
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
«Письмо инопланетянину» (домашнее задание)
Дается задание написать письмо инопланетянину. Письмо должно быть кратким и содержать в смешной форме информацию, по которой «инопланетянин» смог бы найти его автора среди миллионов жителей Земли.