Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Окружающий мир

Проверка учебных достижения

Мудрый гном

 

Задачи:

1) тренировка способности сотрудничать, умения учитывать чувства и интересы других и ориентироваться на них в своем поведении;

2) тренировка невербальной коммуникации.

«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.

«Зачем нужны вопросы?» (эксперимент)

Взаимопонимание при общении людей зависит от очень большого количества факторов. В этом эксперименте иссле­дуется следующая проблема: «Насколько необходима и важна для общения обратная связь?» Участников спрашивают о том, что будет, если они не смогут задать своему партнеру по об­щению интересующий их вопрос?

Необходимые материалы. Два одинаковых набора дета­лей разной формы и цвета для каждой пары участников (если нет готовых, они могут быть заменены вырезанными из карто­на одинаковыми наборами из треугольников, квадратов, пря­моугольников, кругов зеленого, синего, красного и желтого цветов — по нескольку штук каждого цвета и формы). Блокнот, тетрадь. Поле для какой-нибудь игры с фишками. Бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов.

Ход работы

Эксперимент выполняется поэтапно.

1.  Участники разбиваются на пары и садятся за стол друг напротив друга. Между ними ставится блокнот или картонка в качестве перегородки. Каждый получает по набору деталей.

2.  Один участник так, чтобы не видел напарник, строит из деталей какое-нибудь сооружение или выкладывает плоский орнамент, после чего дается инструкция.

 «Участник, который выполнил орнамент, на космическом корабле облетает планету Зуг, обитатели которой настроены к нему дружелюбно, но не имеют никакого понятия о земной технике. На космическом корабле обнаружились неисправнос­ти, что вызывает необходимость посадки, но прежде чем она будет совершена, зуггианский лоцман (партнер в паре) должен понять, как выглядит пульт управления. К счастью, вы умеете говорить на одном языке, поэтому все детали пульта можно описать.

Но, к несчастью, зуггианцы не могут отвечать вам или зада­вать вопросы, потому что у них испортился передатчик. К тому же они не могут видеть капитана корабля, и потому он не мо­жет объясниться с ними жестами.

У напарника-«лоцмана» есть такой же, как у капитана, на­бор деталей. Капитан должен описать свой пульт управления, а лоцман — попытаться сделать точную его копию. Помните, что ваше общение может быть только односторонним. По завер­шении уберите перегородку и проверьте, насколько точно на­парнику удалось воспроизвести орнамент или сооружение. Сможет ли капитан совершить посадку на планете Зуг?»

Обсуждение

Обсуждение предполагает ответы участни­ков на следующие вопросы:

•  Возможно ли взаимопонимание при одностороннем об­щении, когда говорит только один, а другой не может ни ответить, ни задать вопрос?

•  Насколько это важно, чтобы была возможность задавать вопросы и получать на них ответы?

•  Насколько важен при общении язык жестов?

«Групповой рисунок» (рисование)

Участники выполняют разминку рук (см. занятие 3), после чего молча, при необходимости используя жесты, приступают к созданию общего рисунка на тему, предварительно выбран­ную группой.

«Окно» (завершающее упражнение)

См. занятие 1.

 «Письмо инопланетянину» (домашнее задание)

Дается задание написать письмо инопланетянину. Письмо должно быть кратким и содержать в смешной форме информа­цию, по которой «инопланетянин» смог бы найти его автора сре­ди миллионов жителей Земли.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев