Задачи:
1) осознание собственного влияния на людей и их влияния на себя;
2) помощь в определении личностных ценностей;
3) помощь в определении своих личностных, индивидуальных особенностей.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Письма к инопланетянину» (обсуждение домашнего задания)
«Письма у инопланетянину» группа должна была писать после занятия 4 в качестве домашнего задания.
«Можно ли влиять на чужое поведение?» (эксперимент)
Ход работы
Эксперимент проводится поэтапно.
Выбираются два участника. Один из них назначается на роль Голодной Лабораторной Крысы, другой — на роль Кормушки. Тот, кто будет Крысой, уходит из комнаты, а психолог вместе с наблюдателями решают, какое поведение надо выработать у Крысы. Например, Крыса должна будет стоять около батареи отопления, сидеть на определенном стуле или смотреть в окно.
Затем Крыса возвращается в комнату. Ей не объясняют, чего ждут от нее, а просто наблюдают. Когда действия Крысы будут ближе к тому, что от нее хотят получить, Кормушка должен говорить: «Умница». Он может произносить только одно это единственное слово, делая это каждый раз одинаково.
Эксперимент заканчивается, когда Крыса начинает вести себя так, как было задумано.
Обсуждение.
• Легко ли было выдрессировать Крысу?
• Можете ли вы придумать способы формирования поведения, которые могли бы улучшать взаимоотношения людей?
• Дает вам этот эксперимент какие-нибудь ключи к пониманию того, как на поведении людей может сказываться влияние их сверстников?
• Теперь, когда вы знаете, что «доброе слово и крысе приятно», вспомните кого-нибудь из ваших знакомых, чье настроение всегда кажется плохим. Может быть, это просто неприятный человек. Но подумайте, как вы можете изменить его поведение? Могут ли ваши собственные действия или слова повлиять на его поведение по отношению к вам?
«Я на перекрестке дорог» (рисование)
После разминки рук участникам предлагается нарисовать себя на перекрестке дорог, на котором обозначены направления дальнейшего движения. После этого участников группы просят на этом же рисунке дорисовать тех людей или обстоятельства, которые влияют на выбор пути.
«Части моего „Я"» (рисование)
Участникам предлагается вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях, в зависимости от обстоятельств (возможно, порой они действуют так не похоже на самих себя, будто они другие люди), как они ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это задание не требует хороших изобразительных навыков, изображение «частей» может быть символическим.
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
«Четыре моих „Я"» (домашнее задание)
Необходимо нарисовать четыре своих «Я»: реальное, воспринимаемое с внешней стороны, идеальное, будущее.