Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Окружающий мир

Проверка учебных достижения

Мудрый гном

 

Задачи:

1) осознание собственного влияния на людей и их влияния на себя;

2) помощь в определении личностных ценностей;

3) помощь в определении своих личностных, индивидуаль­ных особенностей.

«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.

«Письма к инопланетянину» (обсуждение домашнего задания)

«Письма у инопланетянину» группа должна была писать после занятия 4 в качестве домашнего задания.

«Можно ли влиять на чужое поведение?» (эксперимент)

Ход работы

Эксперимент проводится поэтапно.

Выбираются два участника. Один из них назначается на роль Голодной Лабораторной Крысы, другой — на роль Кормушки. Тот, кто будет Крысой, уходит из комнаты, а психолог вместе с наблюдателями решают, какое поведение надо выработать у Крысы. Например, Крыса должна будет стоять около батареи отопления, сидеть на определенном стуле или смотреть в окно.

Затем Крыса возвращается в комнату. Ей не объясняют, чего ждут от нее, а просто наблюдают. Когда действия Крысы будут ближе к тому, что от нее хотят получить, Кормушка дол­жен говорить: «Умница». Он может произносить только одно это единственное слово, делая это каждый раз одинаково.

Эксперимент заканчивается, когда Крыса начинает вести себя так, как было задумано.

Обсуждение.

• Легко ли было выдрессировать Крысу?

•  Можете ли вы придумать способы формирования поведе­ния, которые могли бы улучшать взаимоотношения людей?

• Дает вам этот эксперимент какие-нибудь ключи к понима­нию того, как на поведении людей может сказываться вли­яние их сверстников?

• Теперь, когда вы знаете, что «доброе слово и крысе при­ятно», вспомните кого-нибудь из ваших знакомых, чье на­строение всегда кажется плохим. Может быть, это просто неприятный человек. Но подумайте, как вы можете изме­нить его поведение? Могут ли ваши собственные действия или слова повлиять на его поведение по отношению к вам?

«Я на перекрестке дорог» (рисование)

После разминки рук участникам предлагается нарисовать себя на перекрестке дорог, на котором обозначены направле­ния дальнейшего движения. После этого участников группы просят на этом же рисунке дорисовать тех людей или обстоя­тельства, которые влияют на выбор пути.

«Части моего „Я"» (рисование)

Участникам предлагается вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях, в зависимости от обстоятельств (возможно, порой они действуют так не похоже на самих себя, будто они другие люди), как они ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это задание не тре­бует хороших изобразительных навыков, изображение «частей» может быть символическим.

«Окно» (завершающее упражнение)

См. занятие 1.

«Четыре моих „Я"» (домашнее задание)

Необходимо нарисовать четыре своих «Я»: реальное, вос­принимаемое с внешней стороны, идеальное, будущее.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев