Задачи:
1) углубление процесса самораскрытия;
2) расширение границ когнитивного восприятия мира;
3)активизация сенсорной памяти.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Мой герб» (обсуждение домашнего задания)
Обсуждение домашнего задания занятия 8 — обсуждение и сравнение подготовленных рисунков.
«Пиктограмма» (развивающая методика)
Участникам предлагается потренировать свою память. Для запоминания им предъявляются слова и выражения. Чтобы было легче запомнить, их просят к каждому слову нарисовать что-либо такое, что могло бы помочь вспомнить заданное слово.
Затем участники должны, глядя на свои изображения, вспомнить запоминаемые ими слова. Закончить это задание можно обсуждением, получилось ли у ребят помочь своей памяти с помощью рисунков, может ли данный способ пригодиться им в дальнейшем, чем он удобен, какие в нем недостатки.
«Закончи предложение» (упражнение)
Ход работы
Участников просят закончить предложение «Успех в жизни для меня— это...» и письменно ответить на вопросы: «Каковы мои притязания в жизни?», «Что я буду считать успехом, что неудачей?»
Обсуждение. Опираясь на результаты выполнения задания, предлагается порассуждать о роли успеха в жизни каждого из участников и том, как они к нему стремятся.
«Четыре стихии» (коллективное рисование)
Обсуждение. «Природа нашего мира является одновременно и Творением, и Творцом. Жизнь, силы Природы представлены четырьмя стихиями. Как вам кажется, какие качества формируются благодаря каждой из этих стихий, с какими образами они у вас ассоциируются?»
Участники обсуждают по очереди стихии:
• Земля. Качества, формируемые благодаря проявлению этой стихии: прочность, твердость, тяжесть, шероховатость, грубость, устойчивость. Образы: скала, земля, гномы, леший, домовые и т. п.
• Вода. Качества, формируемые на ее основе: текучесть, плавность, равномерность, подвижность, неподвижность. Образы: духи воды, капля, водопад, русалка и т. п.
• Воздух. Качества, формируемые на основе этой стихии: свобода, вдохновенность, легкость, проникаемость и т.п. Образы: мельница, листья, птицы, духи ветра, сновидения, мечты и т. п.
• Огонь. Качества, порождаемые огненной стихией: температурные ощущения, ощущения энергии, быстрота, резкость, активность. Образы: духи огня, саламандра, птица Феникс, Огневушка-поскакушка и т. п.
Ход работы
Затем участники должны совместно создать композицию (коллаж, рисунок), в которой будут присутствовать элементы всех стихий. Участники договариваются между собой, кто какие элементы хотел бы нарисовать, выполняют это, затем придумывают название своей работе.
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
«Рисунок левой рукой» (домашнее задание)
Нарисовать рисунок левой рукой.