Задачи:
1) изучение восприятия движения времени;
2) актуализация и обобщение знаний о своем будущем;
3) получение обратной связи.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Рисунок левой рукой» (обсуждение домашнего задания)
Выставка и обсуждение рисунков, сделанных левой рукой. «Ассоциации к понятию „время"» (упражнение)
Вначале ведущий рассказывает миф о Хроносе (образы времени: пожирающее, потерянное, чистое, тянущееся и т. п.). После этого участникам дается задание закончить предложение «Время— это ...».
Анализ ответов в группе направлен на то, чтобы определить, к какой стихии относятся данные высказывания, какая стихия преобладает в личном времени.
«Рисунки Времени» (дискуссия)
Ведущий предлагает вниманию участников несколько заранее подобранных рисунков, иллюстраций, картин, которые будут символизировать время. Обсуждение направлено на то, чтобы сравнить представленные образы с имеющимися у участников группы, выяснить, в чем их совпадение и расхождение.
«Настоящее — это будущее» (упражнение)
Ход работы.
Ведущий предлагает поразмышлять о том, что события настоящего (наши мысли, чувства, поступки) формируют будущее. Если в настоящем взгляд человека на будущее размыт, нечеток, не сфокусирован, то и будущее не оформляется, не обретают форму и его желания, цели — ведь он даже не представлял их. Поэтому чтобы точно попасть в цель — получить желаемый результат, — необходимо стрелу-энергию послать в определенную мишень.
Проблема, которая существует для многих людей, — неопределенность, неясность желаний, размытость целей. Препятствием на пути к реализации целей является и отсутствие твердой уверенности в том, что человек действительно чего-то хочет, понимания того, зачем это нужно. Некоторые люди не могут определиться с тем, что для них наиболее важно, и растрачивают свою энергию по мелочам, не умея определиться с приоритетами. Многие не могут начать действовать потому, что не знают, чего они хотят, или же, напротив, хотят так много, что не могут ничего добиться, потому что им не хватает сосредоточенности. А кто-то и вовсе ставит себе нереалистичные, невозможные цели, которые в действительности напоминают несбыточные грезы.
«Возьмите лист бумаги и запишите вопрос «Чего я хочу? Чего я действительно хочу?», на который постарайтесь получить ответ. Для этого закройте на несколько минут глаза и сосредоточьтесь на поставленных вопросах. Как только ответы начнут приходить к вам, начинайте записывать их. Продолжайте задавать те же вопросы до тех пор, пока ответы не иссякнут».
Время на выполнение задания— 15 минут.
Обсуждение.
• Проанализируйте, какие цели самые близкие, исполнение каких рассчитано на более длительный отрезок времени, каковы самые дальние цели?
• Оцените, реалистичны ли ваши цели, какое значение они имеют с точки зрения желаемого будущего?
В заключение ведущий может подвести итоги обсуждения: «Сейчас, пристально и внимательно разглядев свои цели, вы сделали первый шаг к достижению этих целей. Вы — путешественники во времени, побывавшие в будущем, где эти цели уже достигнуты».
«Психологический портрет» (рисование в парах)
Участники разбиваются на пары и в дальнейшем изображают друг друга. Перед ними ставится задача создания психологического портрета своего партнера. Рисунок выполняется молча, в течение 15-20 минут. Можно предложить участникам прислушаться к ассоциациям, которые вызываются образом данного человека, или создать конкретный образ, или воспринять его облик в виде какого-то конкретного предмета, а может, узора, орнамента, рисунка из цветных пятен. Предлагается почувствовать и представить образ души данного человека: ее музыку, форму, поверхность, материал. После завершения работы рисунки располагаются для всеобщего обозрения и последующего обсуждения чувств, вызванных процессом создания «портретов».
«Окно» (завершающее упражнение) См. занятие 1.
«Я хочу вам подарить» (домашнее задание)
«Представьте, что у всех нас день рождения в один день, и нам необходимо всем подарить подарки. Нарисуйте те подарки, которые действительно, на ваш взгляд, необходимы для каждого конкретного участника нашей группы. У вас должно получиться столько подарков, сколько человек в группе. Постарайтесь, чтобы ваш подарок был по-настоящему нужен и ценен, чтобы он действительно помог человеку измениться.
Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все что угодно: от картины кисти великого Леонарда до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамских островах до вечной жизни. Каждый нарисованный подарок необходимо адресовать (подписать, для кого он предназначен)».