СЦЕНА 1
Пластический этюд «Рождение» (исполняет девочка).
По зрительному залу проходят маленькие артисты и говорят:
«Родишься ты — познаешь много; Познаешь много — найдешь дорогу; Найдешь дорогу— мудрее станешь; Мудрее станешь — любовь узнаешь; Любовь узнаешь— душа родится; Душа родится — жизнь состоится».
СЦЕНА 2
Девочка смотрит сначала на все то, что ее окружает. Потом изучает себя и свое тело. Говорит:
«Как мир меняется, и как меняюсь я сама,
Лишь именем одним я называюсь.
На самом деле то, что называют мной,
Не я одна. Нас много, я — живая.
Чтоб мысль моя остынуть не успела, я спрашиваю вас:
Кто я? Кто я? Кто я?
И что меня все это окружает?»
(Девочка общается со зрителями.)
СЦЕНА 3
Появляется мальчик— Маленький принц— с большущей книгой, которая называется «Мой мир и я». Говорит:
«Ты— человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой. Теперь, как прежде, не доверяют чудесам. На чудо не надейся — судьбой командуй сам.
Все очень просто: ребенок мал, и мир огромен. Малыш беспомощен, а вы, взрослые,— всесильны. Мир не понятен, а вы знаете все. Вот с этих основ и начинается вхождение ребенка в мир, и именно вы, старшие, оказываетесь Всемогущими волшебниками, показывающими, как надо с миром обращаться. Ваши улыбки, шлепки, а потом и слова оказываются путеводителями, которые закладывают картину Мира. Ты, девочка, будешь слышать сказки, учить стихи, петь песни, смотреть мультфильмы — и, ставя себя на место героя, будешь идти вместе с ним по жизни. Герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом будут учить тебя знакомиться, дружить, мириться и прощать».
СЦЕНА 4
Танец-композиция «Маленькая страна». Танцуют девочка, принц и другие сказочные герои, которых сами выбрали дети.
СЦЕНА 5
Девочка. Кто ты, незнакомец?
П р и н ц. Я — маленький принц. А это мои друзья, герои сказок. Вот тебе ключ от мудрой книги, где ты узнаешь много нового и интересного. Я верю в тебя, прощай.
Девочка (читает название книги). Мой мир и я. Часть первая: Твое тело— дом твоей души.
Музыкальная композиция «Знай свое тело».
Книга (голос за сценой). Девочка, ты готова ответить на мои вопросы?
Девочка. Да. Я тело и здоровье берегу, сама себе я помогу.
Книга. Что ты будешь делать, чтобы твое тело было здоровым?
Девочка. Сначала я спрошу у своих друзей и близких, которые пришли к нам в гости. (Общение со зрительным залом.)
СЦЕНА 6
Девочка. Чтобы было здоровым мое тело: 1)буду есть полезную для здоровья пищу;
2) делать зарядку;
3) чистить зубы;
4) мыть руки;
5) расслабляться и почаще улыбаться.
Принц. Правильно! Ты просто умница, девочка! А как ты теперь себя чувствуешь? Какие чувства у тебя появились?
Девочка. Что значит «чувствуешь»? Я не знаю, что такое «чувства». Покажите мне их: где они лежат, какого они цвета, какой запах имеют?
Принц. Я прощаюсь с тобой, девочка, а тебе уже настала пора читать новую часть книги.
СЦЕНА 7
Девочка (читает). Часть вторая: Мир твоих чувств.
Танец— композиция «Чувства». Все сказочные герои во время танца показывают с помощью мимики, пантомимы чувства радости, одиночества, любви, страха.
Девочка. Так интересно! У меня много раз менялось настроение, выражение лица. А вы, зрители, заметили? (Общается с залом.)
Принц. Девочка, а какое чувство тебе хотелось бы еще раз пережить?
Девочка. Наверное, любовь... Оно ведь самое сильное и самое главное человеческое чувство. Я люблю жизнь, люблю маму, папу, родных и близких людей, люблю родной дом, свою природу. А вы? (Спрашивает у сказочных героев.)
Сказочные герои (звуки природы).
— Меня учили, что озера синие. Я не пишу. Я просто склонна вбежать в озера синие, мои любимые.
— Меня учили, что березы — белые. Я в выборе своем свободна: мои березы — смелые, любимые.
— А я люблю ромашковое море. Жили-были на одном лугу веселые сестрички, белые реснички. И звались они — ромашки. Их было много-много. Однажды прилетел Ветер и рассказал ромашкам о далеком-далеком море. Ромашки кивали головками, ахали и тут же все забывали. И только самая маленькая ромашка никак не могла забыть эти рассказы. Ей так хотелось увидеть море. Она смотрела на белые облака, которые куда-то спешили, и мечтала о море.
Танец-песня «Белые ромашки».
Сказочный герой. Маленькая ромашка тянулась все выше и выше к облакам, к своим мечтам. Оглянувшись вокруг, она заметила, что стала выше своей родни. И одиночество охватило ее.
Танец-песня «Тучи».
Девочка. Как-то одиноко стало мне. Как часто меняются чувства и зависят они от Мира, в котором я живу.
Принц. Стоп! Не разрешай себе плохое настроение.
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зеленой вязь.
В одно окно смотрели двое.
Пока мы живем, прекрасно любое мгновение нашей жизни, точнее, надо научиться быть счастливым в любой ситуации. Этому и посвящена следующая часть книги «Учись быть счастливым».
СЦЕНА 8
Музыкальный этюд «Мальчик и старик».
СЦЕНА 9
Девочка. Сегодня вместе с вами читали эту книгу, радовались и переживали. Давайте сейчас вместе и поиграем, потому что последняя часть нашей книги называется «Ты, да я, да мы с тобой».
Танец-игра «Найди друга».
СЦЕНА 10. ФИНАЛЬНАЯ
Принц. Остановитесь! Оглянитесь! Что за люди вокруг вас! Посмотрите в их лица, без обычных слов. Смотрите, и все.
Девочка. Спасибо тебе за мудрую книгу. Ты просто волшебник!
Принц. Я не волшебник, я только учусь, но ради тех, кого я люблю, я способен на многие чудеса.
С помощью волшебных действий принц достает маленького живого цыпленка и дарит девочке.
Девочка {цыпленку).
Родишься ты — познаешь много;
Познаешь много — найдешь дорогу;
Найдешь дорогу— мудрее станешь;
Мудрее станешь — любовь узнаешь;
Любовь узнаешь— душа родится;
Душа родится — жизнь состоится.
Артисты и зрители желают друг другу счастья. Песня-игра «Мы желаем счастья вам».
Принц. Весь наш коллектив психологического театра хотел бы видеть самые прекрасные свойства вашей души — верность, благородство, умение любить.
Девочка. Обожаю, обожаю эти волшебные слова, которым никогда, никогда не приходит конец!