Русский язык

Окружающий мир

 

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения пользоваться алфавитом на практике, ознакомления с новыми словарными словами; способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, речи, внимания.

Планируемые результаты образования:

предметные: научатся использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов в алфавитном порядке; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): 

регулятивные – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебной задачи информации в учебнике и рабочей тетради; коммуникативные – принимают участие в работе парами, соблюдая общепринятые правила сотрудничества и общения; личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Образовательные ресурсы: рисунки, изображающие сказочных персонажей; карточки с загадками; «Этимологический словарь».

 


Ход урока


I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

Запись учащимися даты в тетради.

II. Чистописание.

Задание по карточкам.

 

III. Сообщение темы урока, постановка целей.

Познавательные УУД:

 

Общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике, читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями; обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту).

 

 

– На прошлом уроке Маша и Миша отправились в Волшебный Лес, который захватила злая Волшебница Анишит Йокоповна. Откройте учебник  и рассмотрите иллюстрацию.

– Отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом.

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй угадай.

             (Библиотека.)

– Что произошло в Лесной Библиотеке?

– Сегодня на уроке мы должны будем навести порядок в  Лесной Библиотеке.

– Отгадайте загадку:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

             (Азбука. Алфавит.)

– А как вы догадались? (Учащиеся отвечают.)

– Так что это: алфавит, или азбука? (Можно сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: буквы, расположенные в определённом порядке.)

IV. Актуализация опорных знаний.

– Прочитайте алфавит.

2–3 ученика рассказывают наизусть алфавит.

– Сегодня на уроке нам будет помогать профессор Алфавит.

– Почему нужно знать алфавит?

– Когда люди пользуются алфавитом?

Рубрика «Хочу все знать»

Ha основе греческого алфавита в 863 году братья Кирилл и Мефодий написали первую славянскую азбуку. Название это произошло от первых двух букв славянского алфавита аз и буки. Затем братья перевели на старославянский язык такие богослужебные книги, как Евангелие, Псалтырь, Апостол. Эти и подобные им книги оказали большое влияние на развитие письменности славянских народов.

Известны две древние славянские азбуки – глаголица и кириллица.

Глаголица использовалась на Руси только в первые годы распространения письменности. Потом глаголица была заменена другой славянской азбукой – кириллицей. От нее и происходит наш русский алфавит. На основе кириллицы созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты.

Вот мы и проследили весь путь рождения русского алфавита.

V. Введение в тему.

– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной тетради по русскому языку).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

             (Айболит.)

Я – героиня книжки.

Со мной всегда семь гномов,

Вам, думаю, знакомых.

Ответьте-ка без спешки –

Зовусь я … (Белоснежка).

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка, как она мила.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку.

             (Дюймовочка.)

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

Кто же это?

             (Карлсон.)

Она красива и мила,

А имя ей дали от слова «зола».

             (Золушка.)

С книжкою шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется тот мальчишка?

             («Азбука», Буратино.)


Коллективная работа.

– Кого напишете первым?

– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – «б». Что же делать? (Ответы учащихся.)

VI. Изучение нового материала.

В красном переплёте –

Самая красивая.

В синем переплёте –

Самая весёлая.

Книжка

В жёлтом переплёте –

Самая забавная,

А совсем без переплёта –

Самая любимая.

Мне читать её охота –

Хоть она без переплёта.

                    Р. Сеф

– Расскажите о своих любимых книгах. О чем они? Кто автор?

– Кому захотелось прочитать книги, о которых вы сейчас услышали? Где их можно взять?

Учащиеся читают интригу учебника .

– Что значит расставить книги по алфавиту?

– На что обращать внимание: на название книги или на фамилию автора?

Вывод: чтобы поставить книгу на свою полку, нужно посмотреть на первую букву фамилии автора данной книги.

– Рассмотрите полки в Библиотеке. Какие книги должны стоять на 1-й полке? 2-й полке? 3-й? И т. д.

Учащиеся устно распределяют все книги по полкам.

Самостоятельное выполнение упражнения по заданию учебника (работа по образцу).

Коммуникативные УУД: формирование умения распределять работу с соседом по парте.

– На какие буквы на твоих полках не встретились фамилии? А у твоего соседа?

Физкультминутка
Лошадки

Выполнение движений производится учащимися в соответствии с текстом.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни,

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.


Проверка выполнения самостоятельной работы.

– Герои сказок остались довольны вашей работой.

Разные книги в библиотеке живут:

Короткие и длинные,

Новые, старинные,

И даже иностранные.

Серьезные, учебные,

Веселые, волшебные.

Про море и про лес,

С картинками и без.


Игры по развитию речи.

1. «Доктор Айболит».

Образовательные ресурсы: картинки с изображением Айболита, а также рисунки, изображающие зверей, птиц, насекомых (или игрушки).

– К Айболиту на прием пришли разные зверюшки, птицы, насекомые.

– Скажите, кому что вылечил Айболит?

Учащиеся должны отвечать полным предложением, например:

– Зайке Айболит вылечил лапку.

– Жирафу Айболит вылечил горлышко. И т. д.

2. «Бюро находок».

– Кому принадлежат эти вещи? (Колпачок, хрустальная туфелька, варенье.)

Работа по тетради для самостоятельной работы.

– Прочитайте слова. (Картина, пальто, карман, морковь, окно, лимон.)

Эти слова относятся к группе «особо опасных», так как правописание многих из них учащимся трудно, а порой невозможно объяснить.

Знакомство с «Этимологическим словарем» и работа с ним.

Учитель показывает «Этимологический словарь», объясняет его назначение.

– Надежный путеводитель по словарю – алфавит. Знание алфавита поможет определить направление в движении по словарю.


Работа в группах.

– Найдите происхождение слов «картина», «пальто», «карман», «морковь», «окно», «лимон».

– О происхождении каких слов вам не удалось узнать? (Ответы учащихся.)

Работа по вариантам.

– Составьте короткие рассказы, в которых будет словарное слово.

Например: «Морковь очень полезна. Каждое утро мама дает мне пить морковный сок. Он очень вкусный».

– Проговорите орфографически все словарные слова.

– Запишите их в тетрадь.

– Откройте свои «орфографические словарики» и запишите эти слова в алфавитном порядке.

– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.)

– Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: «м» в алфавите стоит раньше, чем «т».)

– Дома в книгах, журналах поищите загадки на эти словарные слова.

VII. Итог урока.

Буква к букве – будет слово,                 Так восславим буквы эти!

Слово к слову – речь готова.                 Пусть они приходят к детям,

И напевна, и стройна,                           И пусть будет знаменит

Музыкой звучит она.                             Наш славянский алфавит.

Справочный материал для учителя.

Карман. В тюркских языках это слово означало «кошелек», в русском языке поначалу так называли «род мешочка или сумки, которые пристегиваются или пришиваются к одежде или к поясу». Сейчас это вшитая или нашивная деталь в одежде – небольшое, обычно четырёхугольное, вместилище для платка, для мелких, нужных под рукой, вещиц.

– Бить по карману (разг.) – вводить в расход, причинять убыток. Цены бьют по карману.

– Не по карману что-нибудь кому-нибудь (разг.) – слишком дорого для кого-нибудь. Вещь дорогая, нам не по карману.

– В чужой карман смотреть (разг. неодобр.) – считать чужие деньги, чужое богатство.

– Тугой карман у кого-нибудь (разг.) – о том, кто богат, обычно о скупом.

– В карман за словом не лезет кто-нибудь (разг.) – о том, кто боек на язык, находчив в споре.

– Держи карман шире! (разг. ирон.) – возглас: напрасно ждёшь, ничего не получишь.

Картина.

1. Произведение живописи. Картины русских художников.

2. То же, что фильм.

Лимон [ит. limone <перс., араб.>] – цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод его с твёрдой ароматной кожурой и кислой на вкус мякотью, богатой витаминами и кислотами.

Морковь – огородное растение, корнеплод с оранжевым сладковатым утолщённым корнем.

Красный нос в землю врос,

а зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

нужен только красный хвост.

                    (Морковь.)

Окно (общеславянское образование от «око», то есть «глаз») – отверстие в стене для света и воздуха, а также рама со стеклом, закрывающая это отверстие.

Пальто (фр. paletot; исп. palletoque – плащ с капюшоном; лат. palla – верхнее платье, верхняя одежда) – верхняя одежда, обычно ниже колен.

 

 

Проверка учебных достижения