Русский язык

Окружающий мир

 

Цель урока: познакомить с наречием, его назначением в языке.

Развитие речи: составление предложений.

I. Программное содержание.

Образовательные задачи.

Проследить усвоение новых знаний по теме «Наречие».

Формировать умение находить наречия в текстах, определять роль наречий и конструировать предложения, включая в них наречия;

Закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;

Повторить грамматическую характеристику слов изученных частей речи.

Развивающие задачи.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на использование изученного учебного материала.

Выявлять творческий потенциал учащихся.

Воспитательные задачи.

Воспитывать любовь к родному языку, интерес к предмету.

Воспитывать умения работать в парах.

II. Подготовка к занятию. Оборудование, материалы

Учебник « Русский язык», 4 класс, В.В. Репкин, Е.В. Восторгова., Т.В. Некрасова

Карточки со словарными словами на доске.

Карточки для карты понятий.

Карточки со словами для карты понятий.

Презентации детей.

Презентация учителя.

«Орфографическая тетрадь», В.В. Репкин, Некрасова Т.В стр. 74.

III. Словарная работа. Повторение фонетики. (Словарные слова находятся на доске)

овца, яблоко, поредела, радостно, четверг, метель, телёнок

а) – Выбрать заданное слово, запишите его и подчеркнуть ошибкоопасное место в слове,

– Запишите слово, в котором есть всегда твёрдый звук (овца). Какой это звук?

– Запишите слово, в котором есть всегда мягкий звук (четверг) Какой это звук?

– Запишите слово, в котором все согласные мягкие (метель).

– Запишите слово, в котором 4-ре слога (поредела).

– Запишите слово, в котором есть непроизносимая согласная (радостно).

– Запишите слово, в котором звуков больше, чем букв (яблоко).

– Запишите оставшееся слово (телёнок).

– Проверьте записанные слова со словами на доске. Ошибки исправьте. Оцените свою работу.

II. Постановка учебной проблемы.

– Какое словарное слово, является наречием?

– Что запомнили об этой части речи с предыдущего урока?

– Мы полностью изучили наречие?

– Предположите, какой будет тема урока?

III. Оформление карты понятий "Части речи"

На какой вопрос отвечаем, работая по 4 параграфу (Какие ещё части речи есть в русском языке)? (На доске вывешивается «Части речи»)

– На какие две группы делятся все части речи?

– Какие части речи называют самостоятельные? (Вывешивается «Самостоятельные»)

– Какие части речи называют служебные? (Вывешивается «Служебные»)

– Заполним всю нашу карту понятий. (Детям розданы карточки карты с названиями частей речи, вопросами, работой частей речи и их общим грамматическим значением.

Сначала выкладываются названия частей речи, вопросы частей речи, затем - работа частей речи, последними выкладываются ОГЗ). Приложение 2

– Оцените свою работу.

1. Вопросы по карте понятий.

– Сколько частей речи мы уже знаем?

– Что общего у частей речи объединенных в группе ИМЕНА?

– Что обозначает круг вокруг буквы Р?

– Какие наклонения есть у глагола?

– С какой часть речи связанны имена прилагательные?

2. Заполнение карты понятий "Части речи".

Вам надо определить к какой части речи относится ваше слово и доказать это.

– Чтобы определить часть речи, что нужно вам знать?

[ОГЗ (общее грамматическое значение), на какой вопрос отвечает слово].

У каждого ученика слово на карточке, он подбирает вопрос определяет ОГЗ и заполняет карту понятий: слил, десяток, сотня, смело, около, они, белить, белизна, белый, набело, через, ему, завить, кудри, кудрявый, вверх, подле, десять, верховодить, верх, верхний, быстро, над, я, пить, одна, два, сто, питьевая. Приложение 3

– Оцените свою работу.

IV. Повторение изученного материала о наречии.

– Чем интересна часть речи НАРЕЧИЕ

– С какой часть речи связанно наречие?

– В чём заключается общее грамматическое значение наречие?

– Есть ли у слов с этим общим грамматическим значением частные значения рода, числа, падежа, лица?

– Что обозначает грамматическая модель наречия?

– Как будет выглядеть грамматическая характеристика наречия?

V. Закрепление знаний.

1) Составить высказывание.

– С любым наречием на странице 74 «Орфографической тетради» составьте всказывание.

– Наречие самая трудная часть речи в плане правописания, поэтому в «Русской орфографии» именно этой части речи уделяется несколько страниц.

– Откройте учебник.

– Правописание наречий будем изучать чуть позже, а сейчас выберете любое наречие и составьте с ним высказывание. (Дети устно составляют предложения)

2) Запись высказывания.

– Запишем моё предложение и сделаем грамматическую характеристику известных частей речи.

Бабушка любит пить чай вприкуску с конфетами.

– Кому нужно откройте наши справочники или объединиться в пары.

3) Проверка работы.

Бабушка (бабушка) – сущ., одуш., нариц., ж.р., 1 скл., И.п., ед. ч;

любит (любить) – глаг., II спр., изъяв. н., Н.в., 3 л., ед.ч.

пить – глаг., инфинитив, I спр,

чай – сущ., неод., нариц., м.р., 2 скл., В.п., ед. ч.;

вприкуску – нареч., не изменяется

конфетами – (конфета) – сущ., неод., нариц., ж.р., 1 скл., Т.п., мн. ч.

с – предлог.

– Нужна ли памятка для грамматического разбора в наш справочник для наречия?

Если кому необходимо сделайте её.

– Оцените свою работу.

VI. Презентация о наречии других учеников.

VII. Домашнее задание.

Упр. 161, желающие могут сделать презентацию к упр.

VIII. Итог урока.

– Ребята! Вы хорошо работали на уроке.

– Чем важным занимались мы сегодня? (Повторили грамматическую характеристику слов изученных частей речи. Находить наречия в текстах).

– Все ли секреты наречий мы открыли?

– Спасибо за урок!

 

Проверка учебных достижения