Цели:
Закрепить и систематизировать знания об окончании имен прилагательных; способствовать формированию грамотного письма.
Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение, орфографическую зоркость.
Формировать знания и умения сочинять текст - описание.
Ход урока
Ученик:
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам Вас сегодня встречать.
Но начнем, же урок, не будем зря время терять.
Учитель: Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
Запишите сегодняшнее число – 15 февраля. “Классная работа”.
1. Организационный момент.
Рассмотрите запись. Предложите свое задание.
Антарктида – полярн… область, которую ... … бел… пятном.
(Вставить подходящие по смыслу слова, окончания к именам прилагательным)
Какое предложение получилось?
(Антарктида – полярная область, которую можно назвать белым пятном.)
В каком смысле Антарктида названа “белым пятном”?
(В прямом – покрыта белым снегом, в переносном – этот край полностью еще не исследован, хранит в себе много тайн)
Какое время года сейчас в Антарктиде? (лето)
Почему? (ниже экватора, в противоположной от нас стороне, полярной)
Как называются слова в русском языке противоположные по значению (антонимы).
Чтобы Антарктида не была белым пятном для Вас, тема сегодняшнего урока мы свяжем с рассказом об этом удивительном крае.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Для этого внимательно рассмотрите, как записаны прилагательные в нашем предложении.
(В предложении не обозначены гласные падежных окончаний имен прилагательных. Значит тема сегодняшнего урока – “Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных”)
2. Изучение нового материала.
Сформулируйте цель урока, учитывая, что это не первый урок по данной теме.
Повторить правила о …;
Учиться правильно … в мужском, женском и среднем роде;
Цели урока:
Повторить правило о правописании гласных в окончаниях прилагательных;
Учиться правильно писать окончания прилагательных в мужском, женском и среднем роде.
Вернемся к нашему предложению. Исследуем его с точки зрения орфографической. Будьте внимательны. Будем писать по памяти.
Прочитайте еще раз предложение про себя. Закройте глаза и проговорите. Запишите по памяти.
Поменяемся тетрадями, карандашом исправьте ошибки у своего соседа.
Кто написал без ошибок?
I. Расскажите, что Вы знаете о прилагательном. По плану:
Что такое имя прилагательное?
Как изменяются имена прилагательные?
С какой частью речи согласуются имена прилагательные?
Что надо сделать, чтобы узнать, какое окончание пишется у имени прилагательного?
Каким способом можно проверить написание окончаний? Какие окончания нельзя проверить вопросом? Почему? (Имена прилагательные в форме мужского рода в Им. и Вин. падежах в безударном окончании нельзя проверить с помощью вопроса, потому что они отвечают на вопрос какой?, а имеют окончания –ой, -ый, -ий)
II. Несмотря на то, что Антарктида – это край вечной мерзлоты, здесь очень разнообразный животный мир. Вам поможет убедиться в этом упражнение.
Прочитайте внимательно и сформулируйте свое задание:
Т.п. |
Царь Антарктиды |
Голубой кит |
П.п. |
Самое крупное животное на земле |
Криль |
Р.п. |
Антарктический рачок |
Белый полярный медведь |
(Соединить между собой равнозначные понятия и поставить их в том падеже, который указан.)
Т.п. |
Царем Антарктиды - белым полярным медведем |
П.п. |
О самом крупном животном на Земле - голубом ките |
Р.п. |
Антарктического рачка – Криля |
Назовите слова, в которых буква ? является орфограммой. Сгруппируйте их по признаку.
Безударный гласный, проверяемый ударением
Царем – царь
Рачком – рак
Безударный гласный, непроверяемый ударением
Антарктида, антарктический.
Назовите словосочетания с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ, в прилагательном которого все согласные – звонкие, твердые. Голубым китом.
Назовите морфемы.
III. По разному приспосабливаются к жизни в суровых условиях представители животного мира. О некоторых из них Вы узнаете выполнив упражнение.
Прочитайте пары предложений. Рассмотрите внимательно схему к ним.
Сформулируйте свое задание к упражнению.
Пингвины и киты могут долго находиться под водой?. У пингвинов и китов особ… техника дыхания.
У тюленя Росса сильно увеличены глаза?. Тюлень Росса охотится за добычей в темн… морск… глубине.
У водных животных светл… живот и темн… спина. Водные животные незаметны сверху и снизу.
Напиши пары предложений. Сначала предложение, которое обозначает причину, затем следствие. (В именах прилагательных – дописать пропущенные окончания). Сделать синтаксический разбор предложений, отмеченных ?
4. Закрепление изученного материала.
Расскажите, как определить, какое окончание пишется у имени прилагательного?
1. Тест.
1. Имя прилагательное часть речи, которая:
Обозначают признак, но как предмет.
Обозначает признак предмета
Обозначает действие или состояние предмета.
2. Указать имена прилагательные
Бледнеть
Бледноватый
Бледнота
3. У прилагательного нет следующего признака:
Времени
Числа
Рода
4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:
Дальн… (дорога)
Осенн… (грязь)
Лучш… (ученица)
5. Имя прилагательное во множественном числе не изменяется по:
Падежам
Родам
Временам.
2. В Антарктиде – в этом необычном месте нашей планеты – имеются свои проблемы, которые возможно придется решать некоторым из Вас. Первую попытку можете сделать на сегодняшнем уроке.
Прочитайте текст, обратите внимание на условные обозначения. Сформулируйте свое задание.
Антарктида суров… прекрасн… и очень чутк… край. Появление туристов научных станций не только нарушает покой ее обитателей. При низк… температуре здесь все, в том числе и мусор отходы сточные воды нефть сохраняются долг… время. Даже незначительн… авария может принести губительные последствия для животн… и растительн… мира.
(Надо придумать концовку к тексту).
Что общего в предложениях текста. (однородные члены)
Назовите свои варианты концовки.
Антарктиду надо защищать от освоения.
Территория Антарктиды должна остаться нетронутой.
Территория Антарктиды должна стать всемирным заповедником.
Запишите предложения.
Выборочное письмо:
Выпишите словосочетания с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Вывод: