Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется фор­мированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действитель­ности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой си­стемы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.

Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм — стремление приписать неодушевленным предметам или животным челове­ческие черты. Он исчезает в процессе умственного и эмо­ционального развития детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистичес­кими, хотя и не исчезают совсем.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно ак­тивизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять вы­ражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, для ребенка, который чего-то боится, подби­рается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллю­страции к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой рабо­ты ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три есте­ственные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:

1.  Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2.  Потребность в компетентности. Герой оказывается спо­собным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя мо­жет терпеть временные неудачи.

3.  Потребность в активности. Герой всегда активен, нахо­дится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убе­гает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является ак­тивным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание парт­неров, стимулировать их коммуникативность, управлять про­цессом общения, эмоционально откликаться на состояние парт­неров;

3) социальная компетентность, которая состоит из несколь­ких компонентов;

а)  мотивационного, включающего отношение к другому че­ловеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопережи­вания и содействия);

б)  когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

в)  поведенческого, позволяющего выбирать адекватные си­туации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмо­циональный опыт.

Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошколь­ного и младшего школьного возраста проводятся два раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе число участников состав­ляет от трех до двенадцати человек.

В начальной школе сказкотерапевтическая группа может быть организована на базе группы продленного дня, в которой один или два раза в неделю на протяжении всего года психолог будет проводить занятия, направленные на развитие и коррек­цию аффективной и познавательной сфер («В гостях у сказки»). Дети очень любят такие занятия. Они сплачивают группу, позво­ляют детям научиться способам снятия напряжения, новым эф­фективным моделям поведения и др.

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая про­грамма для детей старшего дошкольного и младшего школьно­го возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в ска­зочный мир», включающее в себя любое необходимое количе­ство сказочных образов и сюжетов.

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обя­зательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из дра­матической реальности в обыденную. Для детей младшего воз­раста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебны­ми предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чте­ние волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводни­ка. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудив­шая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль про­водника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено игра­ми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев