Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Ни одно занятие не обходится без кукол. Их любят не толь­ко маленькие дети. Причем к готовым, фабричным, за все вре­мя работы, возможно, не прикоснется ни одна рука, в то время как к самодельным проявляется интерес практически всех лю­дей, оказавшихся в кабинете психолога.

Самыми простыми в изготовлении являются абстрактные куклы. Эти куклы создаются из различных материалов и носят абстрактный характер. Они не требуют покупки дорогостоя­щих материалов. Их можно мастерить с маленькими детьми, с детьми, имеющими особенности психофизического разви­тия, а также с детьми, имеющими нормальное развитие, и их родителями.

 

Кукла из коробочки

Необходимые материалы. Коробочки из-под чая (250 г) или мыла. Размер коробочки должен быть таким, чтобы она легко надевалась на ручку ребенка (эффект варежки); цветная и белая бумага, ножницы, клей, нитки для вязания, фольга, журналы или открытки.

Ход работы

Крышка коробочки из-под чая удаляется нож­ницами так, чтобы получилась картонная варежка. Затем, ис­ходя из того, какую куклу вы собираетесь делать, выбираются материалы для работы. Коробочка оклеивается цветной бума­гой по цвету одежды или меха героя. Затем из открытки или журнала вырезаются готовая голова, ручки, ножки куклы и при­клеиваются к коробке-варежке. Ребенок может нарисовать эти части тела своего героя сам и затем вырезать и приклеить их. Из ниток для вязания можно сделать волосы и прикрепить их к голове клеем, скотчем или скрепкой.

Готовая кукла, словно варежка, надевается на ручку ребен­ка. Двигая рукой, ребенок манипулирует куклой.

 

Кукла из поролоновой губки

Необходимые материалы. Губка для мытья посуды лю­бого цвета, цветной шнур или лента, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Ход работы.

Цветной шнур или лента повязывается на се­редину губки, создавая эффект «талии». В верхней части губки приклеиваются сделанные заранее из цветной бумаги глаза, нос, рот. Из вязальных ниток можно сделать «прическу», при­крепив ее к голове несколькими швами или приклеив.

Если губка двухсторонняя: с одной стороны мягкая, а с другой жесткая, можно передать с ее помощью свои полярные состояния — радость-злость, страх-агрессию и др.

 

Веерная кукла

Основу куклы образует изготовленный из бумаги веер. На центральной части веера в развернутом виде рисуется сказоч­ный герой. Эту работу ребенок может сделать как сам, так и с помощью родителей или психолога.

В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачива­ется — и получается кукла, с которой можно играть, разыгры­вать сказку. Можно прикрыть веером лицо — и это уже сказоч­ная маска. Такие куклы удобно хранить, так как веер в сложен­ном виде занимает совсем немного места. При желании можно изготовить подобные куклы для работы с конкретной сказкой, все куклы-веера прекрасно поместятся в коробку из-под кон­фет, на которую наклеивается название сказки.

Использование кукол в психологической практике помога­ет решить следующие задачи:

1) развитие саморегуляции и самоуправления, так как ре­бенок (взрослый), идентифицируясь с персонажем-куклой, учится в первую очередь управлять собой;

2) самовыражение через действия и слова куклы;

3) отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения;

4) приобретение многочисленных алгоритмов разрешения проблемной ситуации через манипуляции с куклами;

5)развитие гибкости поведения и др.

 

МЕДИТАЦИИ

С целью расслабления в конце занятий часто используют­ся статические и психодинамические медитации. Маленькие дети больше любят динамические медитации.

Статическая медитация «Путешествие на облаке» (К. Фопель)

Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдох­ни и выдохни...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно рас­положились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно под­нимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» эту страну как можно бо­лее подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокой­но и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и вол­шебное (30 секунд).

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно мед­ленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура»

(Н. Сакович)

Эта медитация помогает быстро расслабиться детям в тех случаях, когда они сильно напряжены. Прекрасно подходит для гиперактивных детей.

Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место.

Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшеб­ном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее — застывает, как каменная фигура. Застынь­те, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так (можно показать детям на собственном примере).

И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшеб­ной палочкой — и все мы расколдовались. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными.

Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости стано­вятся мягкими, суставы очень подвижными.

Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень (10 секунд).

(Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления.)

Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула вол­шебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас— с верхней части ног и ступней. Давайте по­благодарим фею за спасение.

Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев