Ни одно занятие не обходится без кукол. Их любят не только маленькие дети. Причем к готовым, фабричным, за все время работы, возможно, не прикоснется ни одна рука, в то время как к самодельным проявляется интерес практически всех людей, оказавшихся в кабинете психолога.
Самыми простыми в изготовлении являются абстрактные куклы. Эти куклы создаются из различных материалов и носят абстрактный характер. Они не требуют покупки дорогостоящих материалов. Их можно мастерить с маленькими детьми, с детьми, имеющими особенности психофизического развития, а также с детьми, имеющими нормальное развитие, и их родителями.
Кукла из коробочки
Необходимые материалы. Коробочки из-под чая (250 г) или мыла. Размер коробочки должен быть таким, чтобы она легко надевалась на ручку ребенка (эффект варежки); цветная и белая бумага, ножницы, клей, нитки для вязания, фольга, журналы или открытки.
Ход работы
Крышка коробочки из-под чая удаляется ножницами так, чтобы получилась картонная варежка. Затем, исходя из того, какую куклу вы собираетесь делать, выбираются материалы для работы. Коробочка оклеивается цветной бумагой по цвету одежды или меха героя. Затем из открытки или журнала вырезаются готовая голова, ручки, ножки куклы и приклеиваются к коробке-варежке. Ребенок может нарисовать эти части тела своего героя сам и затем вырезать и приклеить их. Из ниток для вязания можно сделать волосы и прикрепить их к голове клеем, скотчем или скрепкой.
Готовая кукла, словно варежка, надевается на ручку ребенка. Двигая рукой, ребенок манипулирует куклой.
Кукла из поролоновой губки
Необходимые материалы. Губка для мытья посуды любого цвета, цветной шнур или лента, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.
Ход работы.
Цветной шнур или лента повязывается на середину губки, создавая эффект «талии». В верхней части губки приклеиваются сделанные заранее из цветной бумаги глаза, нос, рот. Из вязальных ниток можно сделать «прическу», прикрепив ее к голове несколькими швами или приклеив.
Если губка двухсторонняя: с одной стороны мягкая, а с другой жесткая, можно передать с ее помощью свои полярные состояния — радость-злость, страх-агрессию и др.
Веерная кукла
Основу куклы образует изготовленный из бумаги веер. На центральной части веера в развернутом виде рисуется сказочный герой. Эту работу ребенок может сделать как сам, так и с помощью родителей или психолога.
В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачивается — и получается кукла, с которой можно играть, разыгрывать сказку. Можно прикрыть веером лицо — и это уже сказочная маска. Такие куклы удобно хранить, так как веер в сложенном виде занимает совсем немного места. При желании можно изготовить подобные куклы для работы с конкретной сказкой, все куклы-веера прекрасно поместятся в коробку из-под конфет, на которую наклеивается название сказки.
Использование кукол в психологической практике помогает решить следующие задачи:
1) развитие саморегуляции и самоуправления, так как ребенок (взрослый), идентифицируясь с персонажем-куклой, учится в первую очередь управлять собой;
2) самовыражение через действия и слова куклы;
3) отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения;
4) приобретение многочисленных алгоритмов разрешения проблемной ситуации через манипуляции с куклами;
5)развитие гибкости поведения и др.
МЕДИТАЦИИ
С целью расслабления в конце занятий часто используются статические и психодинамические медитации. Маленькие дети больше любят динамические медитации.
Статическая медитация «Путешествие на облаке» (К. Фопель)
Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдохни и выдохни...
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно «увидеть» эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное (30 секунд).
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура»
(Н. Сакович)
Эта медитация помогает быстро расслабиться детям в тех случаях, когда они сильно напряжены. Прекрасно подходит для гиперактивных детей.
Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место.
Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшебном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее — застывает, как каменная фигура. Застыньте, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так (можно показать детям на собственном примере).
И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой — и все мы расколдовались. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными.
Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы очень подвижными.
Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень (10 секунд).
(Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления.)
Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула волшебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас— с верхней части ног и ступней. Давайте поблагодарим фею за спасение.
Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.