Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

День за днем в стране Фантазия

(Н. А. Сакович)

Программа развития самосознания детей 6-9 лет

Время. Продолжительность каждого занятия составляет 50-60 минут.

Необходимые материалы. Магнитофон, аудиозаписи (ре­лаксационная и др. музыка), большое зеркало, свеча, песочница и фигурки для песочницы, изобразительные материалы (каран­даши, краски, кисти и др.), бумага разного формата, цветная бумага, старые журналы, ножницы, клей, различные куклы, мас­ки, костюмы сказочных героев или элементы костюмов, грим.

Рекомендуется иметь также фотоаппарат для съемки наи­более интересных работ и ключевых моментов программы. Это важно не только для протоколирования работы. Фотографии работ могут стать для детей эмоционально положительным ресурсом на долгое время.

 

Задачи:

1)создание мотивации на совместную работу;

2) развитие творческих способностей;

3) знакомство с групповыми нормами.

Ритуал входа в сказку

На входе в комнату ставится большое зеркало. Дети под­ходят к нему, смотрятся в него и произносят волшебные слова

 «В зеркале я отражусь, где захочу— там окажусь!», после чего оказываются в комнате, где будет происходить занятие.

Ритуал повторяется в начале каждого занятия.

«Мы с вами благодаря волшебному зеркалу попали в стра­ну под названием Фантазия. Кто из вас знает, что такое фанта­зия и что значит «фантазировать»? (Детям дается возможность как можно полнее ответить на этот вопрос.)

Да, это действительно удивительная страна. Она существу­ет потому, что мы мечтаем, фантазируем, воображаем. Стоит нам только придумать что-то необычное, не существующее в реальном мире, как оно сейчас же появляется в стране Фанта­зия и начинает жить своей жизнью. В этой стране живут все сказочные герои всех стран мира, все сны, все мечты различных людей и каждого из вас. Чем чаще мы мечтаем и фантазируем, тем богаче мир страны Фантазии. Здесь могут сбыться все ваши желания, сколько бы вы их ни загадывали. Давайте с помощью своей фантазии и изобразительных материалов, которые для вас приготовлены, оживим эту страну. Постарайтесь вложить в эту работу все свои самые сокровенные мечты и желания».

 

«Страна Фантазия» (групповой коллаж)

Необходимые материалы. Бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши.

Ход работы

 На листе ватмана, который размещается в центре стола или на полу, ребята с помощью предложенных материалов изображают страну Фантазию. Важно участие каж­дого ребенка. В это время звучит приятная «сказочная» музы­ка. Ведущий помогает детям выбирать картинки из журналов, вырезать их, приклеивать, размещать на ватмане. Хорошо, если будут заранее приготовлены картинки на различные темы, что позволит сократить время их поиска в журналах.

Обсуждение. Когда коллаж готов, необходимо провести обсуждение, во время которого каждому ребенку предлагает­ся рассказать о том, какие свои фантазии, мечты и желания он отобразил в коллективной работе.

Ход работы

 «Мы с вами попали в Фантазию в очень не­простое для этой страны время. Ей угрожает ужасное Ничто — ничто больше не радует, ничто больше не интересует, ничто больше не привлекает ее жителей.

Человеческие дети к нам забыли путь.

Перестали верить книгам,

А Фантазия за то

С каждым часом, с каждым мигом

Превращается в Ничто...

Ничто— это то, что разрушает сказки, мечты, сны, фанта­зии взрослых и детей. Оно приходит к нам в виде плохого на­строения, грусти, злости, обиды. Грусть уничтожает радость, и вместо веселых песен слышится завывание холодного ветра. Злость разрушает любовь и замораживает наши сердца. Оби­да не дает нам быть счастливыми и свободными. И тогда, спра­шивая у грустного друга: «Что с тобой?», вы слышите в ответ «Ничто!».

Ничто уже начало свой путь по стране Фантазии, так как многие люди грустны, обижены и злы. Они перестали мечтать и верить в чудеса. Там, где Великое Ничто уже побывало, вме­сто цветущего сада Надежд образовалось болото Печали. От­правляясь в наш путь по Фантазии, нам необходимо это боло­то преодолеть. Помните: продвигаясь по болоту, нельзя впа­дать в грусть и печаль. Как только надежда оставит ваше сердце, болото затянет вас, и вы не сможете продолжать свой путь».

 

«Болото» (игра)

Участникам необходимо перебраться через болото, грани­цы которого обозначаются психологом условно или очерчива­ются мелом на полу. Кроме этого, в границах болота распола­гаются кочки, на которые можно наступать, и кочки-ловушки, встав на которые игрок проваливается в болото и возвращает­ся к началу пути. Кочки можно сделать из бумаги или цветной пленки. Они должны быть небольшого размера и располагать­ся достаточно далеко друг от друга, тем самым создавая до­полнительные трудности для движения. Ребята выстраиваются друг за другом и начинают путь. Можно помогать и поддержи­вать друг друга. Если кто-то наступил на ловушку или упадет с кочки в болото, ведущий говорит об этом, и игрок возвращает­ся к началу пути. Эти кочки-ловушки не должны выделяться ни цветом, ни размером. Ребята должны в процессе игры сами их вычислить и избегать. Игра заканчивается, когда все благопо­лучно переберутся через болото.

 «Мы прекрасно справились с первым препятствием, хоть многим из нас было очень нелегко. Сейчас мы подошли к краю болота. Здесь, уже многие тысячи лет живет мудрая Морла, громадная древняя черепаха. Ей одной ведомо все неведомое. Она подскажет нам, что мы должны сделать, чтобы спасти стра­ну Фантазию от гибели».

«Встреча с Морлой»

Необходимые материалы. Маска или кукла черепахи Морлы.

Ход работы

 «Присаживайтесь на полянке (на стульчиках по кругу или на ковре)».

Появляется Морла: «Я рада видеть вас в Фантазии. Сейчас мало кто из детей сюда заглядывает. Разучились мечтать и верить в свои мечты, в себя, и поэтому нашей стране грозит опасность уничтожения. Но вы, я знаю, нам поможете. Я очень давно живу здесь и знаю, спасти Фантазию не может ни один из ее жителей. Это подвластно только детям из реального мира. Они должны пройти через трое ворот: ворота Волшебного Зеркала, Ворота Сфинксов и Ворота Без Ключа и обрести в пути семь чудесных умений:

• Уметь любить себя.

• Уметь любить других.

• Уметь слышать.

• Уметь видеть.

• Уметь говорить.

• Уметь дружить.

• Уметь творить добрые дела».

Морла исчезает. После этого психолог обращается к детям: «Морла ничего не объяснила нам. Что значит— уметь лю­бить себя? Давайте постараемся разобраться». (И так по всем семи умениям. Необходимо стараться включить в обсуждение всех ребят.)

«Волшебный Лес» (разминка)

Необходимые материалы. Магнитофон и аудиозапись звуков природы, леса.

Ход работы

 «Дальше наш путь идет через Волшебный Лес. Он населен различными сказочными существами. И каждый из вас сейчас имеет возможность превратиться в такое сказоч­ное существо. Прислушайтесь к музыке и превращайтесь. По­двигайтесь, как оно двигается, можете издавать какие-либо зву­ки. Постарайтесь превратиться в самое невероятное существо и передать в движении его характер, способности, его отличия от других (3-4 минуты).

А теперь мы сядем, и каждый по очереди нам покажет свое существо. Наша задача отгадать, что это за сказочный герой. Если такого героя раньше не существовало, мы попробуем рассказать о том, какой он, что он любит. И т. д.»

Постарайтесь выделить в этом упражнении положительные стороны каждого ребенка (через выделение важности его ска­зочного существа).

Ритуал выхода из сказки

Ритуал выхода из сказки такой же, как и ритуал входа. Этот ритуал должен повторяться в начале и в конце каждого занятия всю программу.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев