День за днем в стране Фантазия
(Н. А. Сакович)
Программа развития самосознания детей 6-9 лет
Время. Продолжительность каждого занятия составляет 50-60 минут.
Необходимые материалы. Магнитофон, аудиозаписи (релаксационная и др. музыка), большое зеркало, свеча, песочница и фигурки для песочницы, изобразительные материалы (карандаши, краски, кисти и др.), бумага разного формата, цветная бумага, старые журналы, ножницы, клей, различные куклы, маски, костюмы сказочных героев или элементы костюмов, грим.
Рекомендуется иметь также фотоаппарат для съемки наиболее интересных работ и ключевых моментов программы. Это важно не только для протоколирования работы. Фотографии работ могут стать для детей эмоционально положительным ресурсом на долгое время.
Задачи:
1)создание мотивации на совместную работу;
2) развитие творческих способностей;
3) знакомство с групповыми нормами.
Ритуал входа в сказку
На входе в комнату ставится большое зеркало. Дети подходят к нему, смотрятся в него и произносят волшебные слова
«В зеркале я отражусь, где захочу— там окажусь!», после чего оказываются в комнате, где будет происходить занятие.
Ритуал повторяется в начале каждого занятия.
«Мы с вами благодаря волшебному зеркалу попали в страну под названием Фантазия. Кто из вас знает, что такое фантазия и что значит «фантазировать»? (Детям дается возможность как можно полнее ответить на этот вопрос.)
Да, это действительно удивительная страна. Она существует потому, что мы мечтаем, фантазируем, воображаем. Стоит нам только придумать что-то необычное, не существующее в реальном мире, как оно сейчас же появляется в стране Фантазия и начинает жить своей жизнью. В этой стране живут все сказочные герои всех стран мира, все сны, все мечты различных людей и каждого из вас. Чем чаще мы мечтаем и фантазируем, тем богаче мир страны Фантазии. Здесь могут сбыться все ваши желания, сколько бы вы их ни загадывали. Давайте с помощью своей фантазии и изобразительных материалов, которые для вас приготовлены, оживим эту страну. Постарайтесь вложить в эту работу все свои самые сокровенные мечты и желания».
«Страна Фантазия» (групповой коллаж)
Необходимые материалы. Бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши.
Ход работы
На листе ватмана, который размещается в центре стола или на полу, ребята с помощью предложенных материалов изображают страну Фантазию. Важно участие каждого ребенка. В это время звучит приятная «сказочная» музыка. Ведущий помогает детям выбирать картинки из журналов, вырезать их, приклеивать, размещать на ватмане. Хорошо, если будут заранее приготовлены картинки на различные темы, что позволит сократить время их поиска в журналах.
Обсуждение. Когда коллаж готов, необходимо провести обсуждение, во время которого каждому ребенку предлагается рассказать о том, какие свои фантазии, мечты и желания он отобразил в коллективной работе.
Ход работы
«Мы с вами попали в Фантазию в очень непростое для этой страны время. Ей угрожает ужасное Ничто — ничто больше не радует, ничто больше не интересует, ничто больше не привлекает ее жителей.
Человеческие дети к нам забыли путь.
Перестали верить книгам,
А Фантазия за то
С каждым часом, с каждым мигом
Превращается в Ничто...
Ничто— это то, что разрушает сказки, мечты, сны, фантазии взрослых и детей. Оно приходит к нам в виде плохого настроения, грусти, злости, обиды. Грусть уничтожает радость, и вместо веселых песен слышится завывание холодного ветра. Злость разрушает любовь и замораживает наши сердца. Обида не дает нам быть счастливыми и свободными. И тогда, спрашивая у грустного друга: «Что с тобой?», вы слышите в ответ «Ничто!».
Ничто уже начало свой путь по стране Фантазии, так как многие люди грустны, обижены и злы. Они перестали мечтать и верить в чудеса. Там, где Великое Ничто уже побывало, вместо цветущего сада Надежд образовалось болото Печали. Отправляясь в наш путь по Фантазии, нам необходимо это болото преодолеть. Помните: продвигаясь по болоту, нельзя впадать в грусть и печаль. Как только надежда оставит ваше сердце, болото затянет вас, и вы не сможете продолжать свой путь».
«Болото» (игра)
Участникам необходимо перебраться через болото, границы которого обозначаются психологом условно или очерчиваются мелом на полу. Кроме этого, в границах болота располагаются кочки, на которые можно наступать, и кочки-ловушки, встав на которые игрок проваливается в болото и возвращается к началу пути. Кочки можно сделать из бумаги или цветной пленки. Они должны быть небольшого размера и располагаться достаточно далеко друг от друга, тем самым создавая дополнительные трудности для движения. Ребята выстраиваются друг за другом и начинают путь. Можно помогать и поддерживать друг друга. Если кто-то наступил на ловушку или упадет с кочки в болото, ведущий говорит об этом, и игрок возвращается к началу пути. Эти кочки-ловушки не должны выделяться ни цветом, ни размером. Ребята должны в процессе игры сами их вычислить и избегать. Игра заканчивается, когда все благополучно переберутся через болото.
«Мы прекрасно справились с первым препятствием, хоть многим из нас было очень нелегко. Сейчас мы подошли к краю болота. Здесь, уже многие тысячи лет живет мудрая Морла, громадная древняя черепаха. Ей одной ведомо все неведомое. Она подскажет нам, что мы должны сделать, чтобы спасти страну Фантазию от гибели».
«Встреча с Морлой»
Необходимые материалы. Маска или кукла черепахи Морлы.
Ход работы
«Присаживайтесь на полянке (на стульчиках по кругу или на ковре)».
Появляется Морла: «Я рада видеть вас в Фантазии. Сейчас мало кто из детей сюда заглядывает. Разучились мечтать и верить в свои мечты, в себя, и поэтому нашей стране грозит опасность уничтожения. Но вы, я знаю, нам поможете. Я очень давно живу здесь и знаю, спасти Фантазию не может ни один из ее жителей. Это подвластно только детям из реального мира. Они должны пройти через трое ворот: ворота Волшебного Зеркала, Ворота Сфинксов и Ворота Без Ключа и обрести в пути семь чудесных умений:
• Уметь любить себя.
• Уметь любить других.
• Уметь слышать.
• Уметь видеть.
• Уметь говорить.
• Уметь дружить.
• Уметь творить добрые дела».
Морла исчезает. После этого психолог обращается к детям: «Морла ничего не объяснила нам. Что значит— уметь любить себя? Давайте постараемся разобраться». (И так по всем семи умениям. Необходимо стараться включить в обсуждение всех ребят.)
«Волшебный Лес» (разминка)
Необходимые материалы. Магнитофон и аудиозапись звуков природы, леса.
Ход работы
«Дальше наш путь идет через Волшебный Лес. Он населен различными сказочными существами. И каждый из вас сейчас имеет возможность превратиться в такое сказочное существо. Прислушайтесь к музыке и превращайтесь. Подвигайтесь, как оно двигается, можете издавать какие-либо звуки. Постарайтесь превратиться в самое невероятное существо и передать в движении его характер, способности, его отличия от других (3-4 минуты).
А теперь мы сядем, и каждый по очереди нам покажет свое существо. Наша задача отгадать, что это за сказочный герой. Если такого героя раньше не существовало, мы попробуем рассказать о том, какой он, что он любит. И т. д.»
Постарайтесь выделить в этом упражнении положительные стороны каждого ребенка (через выделение важности его сказочного существа).
Ритуал выхода из сказки
Ритуал выхода из сказки такой же, как и ритуал входа. Этот ритуал должен повторяться в начале и в конце каждого занятия всю программу.