Задачи:
1) обобщение опыта, полученного на предыдущих занятиях;
2) групповое сплочение;
3) создание мотивации на познание себя;
4) развитие рефлексивных навыков;
5) развитие самосознания;
6) познание и принятие своих положительных и отрицательных качеств;
7) развитие воображения.
Необходимые материалы. Альбом, карандаши цветные, журналы, ножницы, клей, связанная в виде паутины веревка.
Ритуал входа в сказку
См. занятие 1.
Повторение материала
См. занятие 2.
«Мои свет и тень» (упражнение)
Ход работы
«Пока мы путешествуем по Фантазии, Великое Ничто отправило по нашим следам своих слуг. Их задача — напугать нас и остановить. Они — жители города призраков, дети тени. Чтобы достойно встретить их и не испугаться, мы должны познакомиться со своими тенями».
Альбомный лист делится на две части. На одной половине листа рисуются или приклеиваются образы, отражающие свет (хорошую сторону). На другой половине— все, что относится к тени (отрицательные черты характера).
Обсуждение. По окончании работы проводится обсуждение:
• Что означают свет и тень в каждом из нас?
• Каким будет человек, у которого отсутствует одна из этих составляющих?
• Для чего нужно знать себя? И т. д.
Дайте каждому ребенку возможность подробно рассказать о своей работе.
«Путешествие продолжается, и наш путь лежит через город призраков, где все заброшено и затянуто паутиной. Наша задача, если мы хотим двигаться вперед, — пройти через паутину, не потеряв при этом ни одного человека».
«Паутина» (упражнение)
Необходимые материалы. Паутина, связанная из веревок таким образом, чтобы в ней было столько отверстий, сколько детей в группе. Отверстия в паутине должны быть разного размера, но с учетом того, что через них должны пролезть дети. Паутина натягивается, как волейбольная сетка, и закрепляется.
Ход работы
«Вам необходимо пролезть через паутину, не задев ее. Если кто-то задевает, возвращается на исходное место».
Важно, чтобы ребята помогали друг другу пролезать через отверстия в паутине. Игра заканчивается, когда препятствие преодолено.
«Пройдя через паутину в городе призраков, мы оказались на поляне «Четырех стихий». Только здесь возможно одновременное существование воды, огня, воздуха и земли. Давайте познакомимся с ними поближе».
«Четыре стихии» (разминка)
Ребята делятся на четыре группы. Первая группа— огонь, вторая — вода, третья — воздух и четвертая — земля. Под специально подобранную музыку (например, «Времена года» П.И. Чайковского) ребятам предлагается с помощью движений как можно более полно передать свою стихию. Затем группы меняются так, чтобы в результате каждый показал все стихии.
Если к каждой стихии вы подберете свою музыкальную композицию, тогда группу можно не делить, а двигаться всем вместе, по очереди изображая каждую стихию.
Ритуал выхода из сказки
См. занятие 1.