Задачи:
1) обобщение опыта прошлых занятий;
2)групповое сплочение;
3) создание мотивации на принятие других;
4) осознание своих границ и границ другого человека;
5) развитие рефлексивных навыков;
6) развитие самосознания;
7) развитие воображения.
Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Везения, альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода.
Ритуал входа в сказку
См. занятие 1.
Повторение материала
См. занятие 2.
«Значимый человек» (упражнение)
Ход работы
«Сегодня наше путешествие начинается со Скалы раздумий. Для того чтобы отправиться дальше по Фантазии, каждый должен сейчас подумать о значимом для него человеке. Так устроена Фантазия. Если ты попал в нее, то обязательно должен привести в нее других. Кого бы каждый из вас взял в это путешествие с собой? Вспомните какого-нибудь человека, который играет важную роль в вашей жизни. Это может быть человек, которого вы любите, или же человек, с которым вы часто ссоритесь. Закройте на минуту глаза и представьте себе, как этот человек выглядит, во что он одет, как он двигается...
А теперь, используя бумагу и гуашь, нарисуйте того человека, которого представили. Когда рисунок будет готов, подумайте и напишите то, что он говорит, от первого лица: «Меня зовут... Я очень люблю... А еще мне нравится... И т. д.»
Затем напишите то, что вы хотели бы ему сказать, о чем хотели бы его попросить».
Обсуждение. В последующем обсуждении детям задаются следующие вопросы:
• Какого значимого человека для себя ты выбрал?
• Что в этом человеке тебе нравится?
• Было ли тебе трудно представить то, что другой человек говорит о самом себе?
• Хочешь ли ты чего-нибудь от этого человека?
• Как тебе кажется, не хочет ли он чего-нибудь от тебя?
Ход работы
«В прошлый раз, когда мы знакомились с четырьмя стихиями, мы разбудили Дракона Везения. Эти удивительные существа несут в себе свойства огня и воздуха, воды и земли. Они умеют плавать и летать, дышать огнем и путешествовать в пещерах. Они верные спутники и приносят удачу. Питаются они любовью и теплотой, другая пища им не нужна. Давайте познакомимся с ним поближе».
Появляется Дракон Везения: «Как я рад проснуться и снова ощутить радость и счастье. Когда Ничто начало свой путь по Фантазии и стало кольцом смыкаться вокруг населяющих ее жителей, любовь и тепло — наша основная пища — исчезли. Вокруг только страх, уныние, грусть. Драконы Везения стали засыпать, попрятались в глубокие пещеры. Я так рад, что вы меня разбудили. Я чувствую вашу любовь и тепло. Силы возвращаются ко мне. Давайте поиграем, я так люблю играть, особенно гоняться за своим хвостом».
«Поймай хвост дракона» (игра)
Ребята выстраиваются в шеренгу, друг за другом. Первый в шеренге— голова дракона (можно надеть на него маску). Последний в шеренге — хвост дракона. Все дети в шеренге держатся друг за друга. Это и есть дракон. Под веселую музыку «голова» начинает догонять «хвост», а он — увертываться и убегать. Как только «хвост» пойман, на место головы и хвоста ставятся другие ребята, пока все не побывают в этих ролях. Для этой игры нужно достаточно свободного места, поэтому заранее освободите пространство от стульев, столов, всего того, что может помешать при движении дракона. Также необходимо предупредить ребят о безопасности движения, чтобы никто не упал и не ударился.
Дракон Везения: «Как же мне понравилось с вами играть, я решил отправиться по Фантазии вместе с вами, ведь везение так необходимо, а еще важнее друзья рядом. Драконы Везения не могут существовать в одиночестве, им обязательно нужны друзья, ведь вы же помните— мы питаемся любовью и теплом других. А вы могли бы существовать в одиночестве? А что для вас любовь и тепло других? А вы умеете дарить любовь и тепло другим людям? Какими способами можно выразить свои теплые отношения к другому? И т. д.»
«Подарок» (упражнение)
Дети встают в круг. Упражнение начинает ведущий. Необходимо без слов, с помощью пантомимы показать и вручить подарок соседу слева. Он, в свою очередь, демонстрирует свой подарок (придуманный им) и передает соседу слева. Повторяться нельзя. Когда подарок получает и ведущий, можно предложить ребятам рассказать: отгадали ли они, что им подарили, почему дарящие сделали именно этот подарок, какой подарок понравился больше всего и почему и т. д.
Ритуал выхода из сказки
См. занятие 1.