Задачи:
1) обобщение опыта прошлых занятий;
2)групповое сплочение;
3)развитие рефлексивных навыков;
4)развитие самосознания;
5)развитие восприятия и самовосприятия;
6) развитие внимание;
7) развитие воображения.
Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Везения, музыкальные инструменты, кусочки тканей, пленки (обертки от конфет, фольга), вода в небольшой мисочке, песочница (любая емкость с песком), емкость с небольшими камушками (ракушками, фасолью, макаронами или др.), аудиозапись звуков природы.
Ритуал входа в сказку
См. занятие 1.
Повторение материала
См. занятие 2.
«Тишина» (игра)
Ход работы
«Сегодня мы будем слушать. Фантазия наполнена необыкновенными звуками. Чтобы не дать Великому Ничто поглотить и уничтожить их, мы должны научиться слышать и создавать новые звуки, наполняя тишину жизнью. Но прежде нам придется войти в храм из слоновой кости и встретиться с тишиной. Этот храм принадлежит Детской Королеве — Королеве Фантазии. Раньше он был наполнен звуками радости, детского смеха, музыки, волшебных превращений, но с тех пор как Ничто стало захватывать Фантазию, в храме поселилась тишина.
Услышать случалось
Меня иногда,
Но видеть — не видел
Никто никогда.
Ведь я не имела
Ни ног и ни рук,
И все мое тело —
Блуждающий звук.
Давайте послушаем тишину...
Обсуждение. Спустя несколько минут детям предлагается ответить на следующие вопросы:
• Как звучит тишина?
• Какие звуки.живут в ней?
• Какого цвета тишина?
• А есть ли в ней запахи?
• Можно ли увидеть тишину?
«Драконьи прятки» (игра)
Ход работы
Дракон Везения: «Я научу вас играть в любимую игру драконов, в драконьи прятки. Для этого нужно быть очень внимательным и уметь слушать тишину».
В этой игре нужно быть очень тихим. Играют два ребенка: они — драконы. Им завязываются глаза, так что приходится рассчитывать только на свои уши. Все остальные дети становятся вокруг них по периметру и ведут себя очень-очень тихо. Вначале драконы стоят в противоположных углах. Потом они начинают двигаться. Один должен услышать и поймать другого. Кто первый ловит, а кто прячется, дети решают сами. Все ребята должны побыть и в роли прячущегося, и в роли ловца.
Обсуждение.
• Что в этой игре было наиболее трудным?
• Все ли были настолько тихими, чтобы драконы могли хорошо слышать друг друга в тишине?
• В какой роли было сложнее, в какой легче?
Импровизации с музыкальными инструментами и другими материалами
Ход работы
«Сейчас мы будем наполнять тишину звуками. Они должны быть разными: тихими и громкими, плавными и резкими, гармоничными и дисгармоничными. Перед вами музыкальные инструменты. Вам предстоит выбрать любой из них по желанию и затем сыграть на нем. Играть мы будем по очереди. Задача всех остальных— слушать новые звуки, рождающиеся в тишине, и запоминать, какие они, а затем мы обсудим то, что происходило».
Чтобы облегчить задачу, можно предложить ребятам сыграть музыку настроения, разных чувств, звуки мира животных и птиц и др.
Обсуждение.
• Какие звуки родились в тишине?
• Чем они отличались друг от друга?
• Какие звуки запомнились больше всего и почему? И т. д.
Ход работы
«А теперь мы послушаем, как звучат предметы, окружающие нас, и поселим эти звуки в тишине. Есть ли звук у песка? А у камней (ракушек, фасоли, макарон и т. п.)? А у оберток от конфет? Различных тканей? Одежды? Воды? Подойдите, пожалуйста, к столу, где находятся различные предметы, и постарайтесь с их помощью заселить тишину как можно большим количеством звуков».
Обсуждение. Обсуждение проводится по той же схеме. Дракон Везения: «Наш мир— страна Фантазия— снова наполняется звуками, жизнью и радостью».
Ритуал выхода из сказки
См. занятие 1.