Задачи:
1) обобщение опыта прошлых занятий;
2)развитие рефлексивных навыков;
3)развитие самосознания;
4) повышение уверенности в себе;
5) тренинг эмпатии и чуткости;
6) раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Везения, кукла-марионетка Детской Королевы, костюмы сказочных героев или элементы костюмов (веер, шляпка, хвост, ушки, плащ, меч и щит и т. п.), грим или детская краска для лица, коллекция аудиозаписей.
Ритуал входа в сказку
См. занятие 1.
Повторение материала
См. занятие 2.
«Сказочный бал» (упражнение)
Ход работы.
«Для того чтобы окончательно победить Ничто, мы должны попасть на бал во Дворец и дать новые имена Королеве Фантазии».
Дракон Везения: «Наша королева— такая же, как вы, девочка. От других королев ее отличает то, что каждый ребенок дает ей новое имя. Для кого-то она Елена Прекрасная, для кого-то Белоснежка. У нее много имен. И пока дети дают ей новые имена, Фантазия процветает. Сегодня во Дворце большой бал, на который мы приглашены».
Используя костюмы сказочных героев (элементы костюмов, маски и др.) и грим, необходимо перевоплотиться. Каждый ребенок может выбрать, кем он хочет быть (костюмы могут быть принесены из дома). Грим поможет усилить эффект перевоплощения. Для этого вам также понадобятся зеркала, вата и средства для снятия макияжа. Ребята могут разбиться на пары чтобы помочь друг другу подготовиться к балу.
Когда костюм надет и наложен грим, ребенку необходимо из коллекции аудиозаписи выбрать музыкальную композицию соответствующую его персонажу. Хорошо, если вы сделаете это заранее.
Ведущий объявляет начало бала и по очереди представляет каждого пришедшего на бал персонажа. Сказочный repot рассказывает о себе: из какой он сказки? Зачем пришел на бал? Чем он отличается от других? И т. д.
Под свою, специально подобранную музыку, сказочный герой показывает свой танец. Остальные участники бала стоят вокруг.
Обсуждение. По окончании «бала» дети возвращаются в круг. Им предлагаются следующие вопросы:
• Для чего проводятся такие балы?
• Что было самым трудным?
• Передавала ли музыка и танец характер героя?
• Какой герой заинтересовал больше всего и почему? И т. д
«Имя королевы» (упражнение)
«Для того чтобы увидеть Королеву, необходимо дать ей новое имя. Сейчас каждый из вас подумает, какое имя ей подошло бы, а затем мы по очереди назовем ее новые имена».
Ребята называют придуманные ими для Королевы имена. Если хотите усложнить задание, то предложите нарисовать эти имена или вылепить их из пластилина. Используя музыкальные инструменты, можно озвучить имена и т. п.
Появляется Королева: «Я рада приветствовать вас в своем Дворце. На протяжении всего вашего пути я следила за вами и хочу признать, что вы выбрали правильный путь. Те, кто побывал у нас, многому научились, и это помогло им кое-что изменить в своем реальном мире. Вы тоже стали другими: научились любить себя и других, научились слышать, видеть и говорить, а главное — дружить и совершать добрые дела. В этот момент, когда мы разговариваем, последние призрачные части некогда Великого Ничто покидают Фантазию. Теперь там, где раньше были только серые будни, вы будете видеть тайну и чудо. Я всегда буду с вами, и если вы почувствуете, что в вашем сердце поселяется Ничто, только дайте мне новое имя — и Фантазия снова откроется для вас». (Королева прощается и уходит.)
Ритуал выхода из сказки
См. занятие 1.