В рамках программы «Сказочное королевство детства» был создан цикл занятий с использованием современного жанра кино— мультипликации. Сама программа базируется на «детском» методе сказкотерапии, который обращен к чистому и восприимчивому детскому началу, счастливому, прекрасному и любознательному взгляду на мир, на жизнь. Сказки есть в каждом доме: в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество знаний, среди которых— первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Однако следует учитывать и реальности нашей жизни, в которой с развитием массового телевидения, при наличии домашнего видео и компьютера родители стали читать детям значительно меньше. В поединке с книгой телевизор без труда вышел победителем, ведь смотреть зрелище легче и интереснее. И этот интерес мы решили использовать, выбрав для сказкотерапевтической программы работы с детьми 6-8 лет мультипликационный жанр. Для мыслящего и любящего воспитателя, а также родителей мультики могут стать еще одним помощником, другом, наряду с книгой, искусством, наукой. Результат воспитания во многом определяется самим процессом воспитания. Поэтому необходимо стремиться к процессу доброму, умному, веселому, здоровому и счастливому.
Как и сказка, специальным образом подобранные мультфильмы несут метафорическую нагрузку, доступную для осмысления детям данного возраста. Ребенку мало просто посмотреть мультфильм и пересказать сюжет. Необходимо быть рядом и помогать ему осмыслить увиденное, вместе искать и находить значение тех или иных поступков героев и полученных ими жизненных уроков. В этом случае мультфильм, сказка, кинофильм никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным создателем.
Занятия с детьми, проведенные совместно с родителями, дадут последним образец и еще одного вида взаимодействия и взаимопонимания, еще одну возможность весело, интересно, каждый раз по-новому общаться друг с другом.
В содержание мультфильма «упаковываются» учебные задания, которые подаются в форме игр, упражнений, этюдов.
Игры, задания, упражнения, этюды условно разделяются на несколько видов в соответствии с развиваемыми с помощью них сферами психики:
• сенсорно-перцептивная сфера (ощущения и восприятия);
• психомоторная сфера (мимики, моторики рук, общей координации движений);
• эмоционально-волевая сфера;
• произвольное внимание и память;
• коммуникативные навыки;
• мышление, воображение, речь;
• знания об окружающем мире.
Необходимые материалы. Телевизор; видеомагнитофон; видеокассета с мультфильмами, пульт управления видеомагнитофоном.
Материалы, необходимые для проведения отдельных занятий, указаны в конспекте.
В процессе просмотра мультфильма ведущий нажимает кнопку «Стоп» или «Пауза» в местах, указанных в конспекте занятий, после чего следует задание для детей. По окончании выполнения задания, просмотр мультфильма возобновляется.