Задачи:
1) развитие произвольного внимания — умения максимально концентрироваться на происходящем на экране;
2) развитие связной речи, умения описывать предметы;
3) формирование умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния — напряженность, расслабленность;
4) развитие умения двигаться легко и свободно, координировать движения;
5) развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
6) развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности;
7) формирование представления об особенностях обонятельных ощущений;
8) тренировка выразительности жестов, движений, мимики.
Необходимые материалы. Мелкие предметы, прутик, палка, трафареты для двух замков, цветные карандаши, шарфы, большие кубы, пирамидки, игрушки, фрукты и цветы с запахом.
Ход работы
Просмотр мультфильма с начала.
«Стоп» N 1: Мариука уходит за грибами.
• Перечислите все предметы, которые вы увидели в доме этой семьи?
• Как звали сестру?
• Как звали брата?
• Что делала мама?
«Закончи предложение» (упражнение)
Ход работы
Каждый из детей по кругу заканчивает предложение «Моя мама вкуснее всего готовит...»
«Расскажи!» (упражнение)
Ход работы
«Теперь давайте попробуем рассказать начало сказки тому, кто этого еще не видел».
Желающий ребенок рассказывает содержание начала мультфильма. Другие могут помогать или дополнять.
«Стоп» № 2: Вид черного сухого дерева.
Обсуждение. Дети рассматривают картинки с изображением грибов и отвечают на вопросы:
• Какие грибы вы знаете?
• Почему сестра посмеялась, когда брат нашел такие красивые грибы?
• Почему ядовитые грибы не собирают?
• Что означает пословица «Не все то золото, что блестит»? Подходит ли она к этому эпизоду?
«Кто больше соберет?» (игра)
Ход работы
Дети собирают мелкие игрушки, детали, фишки, палочки и т. п. с условиями: а) только правой рукой, б) только левой рукой, пальцами ног, г) сжав пальцы рук в кулаки.
«Стоп» № 3: Девочка опустила голову.
Обсуждение. Детям предлагают ответить на следующие вопросы:
• Что произошло?
• Что чувствует Мариука?
• Как вы это узнали?
«Позовем потерявшегося» (упражнение)
Ход работы
Детям предлагается представить, что они в лесу. Выбирается робкий, застенчивый ребенок, который прячется в комнате. Остальные дети зовут его, интонируя в голосе и отчаяние, и надежду.
Обсуждение. Дети отвечают на вопросы:
• Как вы думаете, что будет Мариука делать дальше? Давайте посмотрим.
• Какое настроение у музыки?
«Стоп» № 4: Слова кустика «На дубе сидит ворон».
«Возвращение силы» (этюд)
Ход работы
Один ребенок изображает кустик, которому холодно, другой ребенок играет Мариуку. Проигрывается диалог:
— Что с тобой?
— Ах, как холодно (печальное выражение лица, соответствующие жесты, тихий голос). Я погибаю, мои корни грызет червяк.
— Сейчас я прогоню его (берет палку и прогоняет). Уйди!
Ребенок начинает изображать расцветающий куст, передавая это выразительными жестами, мимикой, движениями, затем на его лице появляется благодарность Мариуке.
Этюд проигрывается всеми детьми по очереди. «Стоп» № 5: Ворон: «Я уже обедал», картинка дуба.
«Превращения» (упражнение)
Ход работы
Дети делятся на пары. Один ребенок— дерево, другой — Мариука. Мариука дотрагивается одной стороной прутика до ребенка-«дерева», тот медленно опускается, дотрагивается другой — ребенок снова превращается в высокое дерево. Затем дети меняются ролями.
«Давайте посмотрим, что же в это время происходит с Григорашем».
«Стоп» № 6: Мышки смеются.
Обсуждение.
• Как вы думаете, боится ли Григораш злую Клоанцу?
• Как вы это поняли?
Что было дальше и чем закончилась эта история, мы узнаем в следующий раз.
«Страшный замок» (рисование)
Ход работы
Дети, используя готовый трафарет, рисуют замок.
«Стоп» № 1: Мариука говорит: «Моего брата забрала Клоанца».
«Сердитый — радостный» (этюд)
Обсуждение. Дети сидят в кругу, им предлагаются следующие вопросы:
• Как вы думаете, почему звери назвали великана сердитым? Что его рассердило?
• А что сердит вас? Отчего вы бываете сердитыми? Что чаще всего сердит людей? (Каждый ребенок высказывает свое мнение.)
• Что изменило настроение великана? Почему он стал радостным?
• Изобразите сначала сердитого великана, а потом радостного.
«Доброта» (беседа)
Обсуждение.
• Что вы можете сказать о девочке, какая она? Какое у нее сердце?
• Почему вы так решили?
• Кому еще она помогла? Какое сердце у человека, который всем помогает? (Доброе, золотое, мягкое и т. д.)
«Стоп» № 2: Великан скатывается с камня.
• Как вы думаете, что надо сделать, если что-то сразу не получилось?
«Найди самое маленькое» (игра)
Ход работы
Детям предлагается найти в комнате то, что меньше шкафа; меньше кресла, меньше телевизора, меньше игрушки и т. п.
«Стоп» № 3: Мариука говорит: «Как же я найду среди них свой?»
«Кот и мыши» (игра)
Ход работы
По комнате расставляются предметы. Один ребенок изображает кота — он спит. Остальные стараются обойти комнату, преодолевая препятствия-предметы очень тихо, чтобы не разбудить кота. Кот просыпается только тогда, когда услышит шум.
Игры на внимание, память, мышление
Ход работы.
1. «Что потерялось?» Детям предлагаются для сравнения две картинки — им необходимо определить, чем они отличаются.
2. Выдаются силуэты детей или незаконченные рисунки. Задача детей — дорисовать потерявшиеся предметы. (Здесь можно использовать задания из графических субтестов Торренса.)
3. Что потерялось, исчезло со стола? Ребенок запоминает игрушки, находящиеся на столе. Пока он отворачивается, ведущий прячет оговоренное число игрушек, после чего ребенок смотрит на те, что остались, и называет игрушки, которых не хватает.
«Стоп» № 4: Мышонок падает с прутиком.
Обсуждение.
• Что помогло мышонку найти прутик?
• С помощью какого органа мы определяем запах?
«Угадай по запаху» (игра)
Ход работы
Дети должны только при помощи обоняния определить предмет (банан, яблоко, апельсин, груша, роза и т. п.). «Стоп» № 5: Конец мультфильма.
Обсуждение.
• Что в этом отрывке понравилось больше всего?
«Великаны и колдуньи» (игра)
Ход работы
«Давайте попробуем представить себя великанами-богатырями и постараемся победить злую Клоанцу».
Дети делятся на две группы: великаны и колдуньи. По сигналу ведущего они начинают битву между собой, используя шарфы, при этом оговаривается, что колдуньи слабее, поэтому детям придется в конце боя по сигналу ведущего быть поверженными — упасть замертво.
Заключительная беседа
Обсуждение.
• Что больше всего понравилось в этой сказке?
• Какой герой больше всего понравился? Почему?
• Чему учит эта сказка?
«Замок для великана» (рисование)
Ход работы
Дети должны раскрасить трафарет замка для доброго великана. Выбирается лучший замок: дети предлагают два любых рисунка, кроме своего.
В дальнейшем можно провести выставку рисунков замков, обсудить с детьми, почему замки, одинаковые по силуэту, получились такими разными.