Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период фор­мирования эго-идентичности. Вместе с тем это самый ответ­ственный период, поскольку в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные фор­мы межличностного поведения. Главные мотивационные ли­нии этого возрастного периода, связанные с активным стрем­лением к личностному самосовершенствованию, — это само­познание, самовыражение и самоутверждение.

Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчиво­стью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении — с желанием уединиться, раз­вязность соседствуете застенчивостью, романтизм, мечтатель­ность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим ра­ционализмом и циничностью, на смену искренней нежности, ласковости могут быстро приходить черствость, отчужденность, враждебность и даже жестокость.

В подростковом возрасте у ребенка появляется и усилива­ется стремление быть взрослым, что обусловливает измене­ние поведения и создает совершенно новую ситуацию личност­ного и психологического развития. Она требует и порождает трансформацию всей системы отношений подростка — и к окружающим людям, и к самому себе.

Подростковый возраст— это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, не­простые: «Кто я?», «Откуда пришел?» и «Куда я иду?» В процес­се поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется одна из установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я не значу», — это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становит­ся «трудным». На основе отрицательных самопредставлений строится и его негативное поведение.

История самостановления — это история героя, так часто встречающаяся в мифах и сказках. Каждый подросток стано­вится на путь «героя», проходя через испытания, преодолевая трудности, делая тот или иной выбор. Используя героическую сказку или миф в коррекционной работе с подростками, мы помогаем им в этом выборе. Сам подросток не в состоянии пройти множество путей, сделать множество выборов, полу­чить множество различных результатов. Но, идентифицируя себя с героем мифа или сказки, он имеет такую возможность. Опираясь на опыт других «героев», он сможет выбрать, по ка­кому пути пойти ему самому.

Групповые и индивидуальные занятия с подростками про­водятся один раз в неделю по полтора-два часа. Оптимальное число участников в группе — 8-12человек. Исходя из возраст­ных новообразований, наиболее эффективной представляется групповая форма работы.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев