«Общий признак» (разогрев)
Задачи. Снижение напряженности, повышение настроения, активизация внимания и мыслительных процессов.
Ход работы
Участники садятся в круг, в центре которого стоит психолог. «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Пересядьте все те, у кого карие глаза», — и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами».
При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить подростков: «Как вы себя чувствуете?»
«Создай маску» (основное задание)
Ход работы
Подросткам предлагается сделать маску. Главное, чтобы маска каждого отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, для чего в разных культурах применяются маски, что маска может означать для человека, одевшего ее.
На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта и затем с использованием красок, карандашей, журналов и других материалов маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил.
После завершения изображения маску необходимо вырезать, надеть себе на лицо.
Обсуждение. По очереди «оживают» маски всех участников и каждой маске предоставляется время для выступления. Психолог обращается к ним с вопросом, что они хотели бы рассказать о своем владельце. Затем группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала эта маска на предыдущем этапе. Другой ребенок в паре должен проговорить то, что он чувствует, когда видит эту маску и слышит эти слова.
«Сильные стороны» (завершение работы)
Задачи. Создание положительного эмоционального настроя в конце занятия, получение каждым подростком личностной обратной связи, которая так важна для него.
Ход работы
«Закончим сегодняшний день так: бросая по очереди мяч друг другу! будем говорить о сильных сторонах того, кому направляем мяч. Мяч должен побывать у каждого».