Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

«Атомы» (разогрев)

Ход работы

Все участники становятся в круг. «Предста­вим себе, что всё мы— атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Здесь оно будет зависеть от того, какое число назову я. Все мы сейчас начнем быстро двигаться по комнате, и я время от времени буду говорить какое-то чис­ло. И тогда атомы должны объединиться в молекулы соответ­ственно этому числу».

Обсуждение. По окончании упражнения психолог может спросить у подростков: «Как вы себя чувствуете?», «Что вам понравилось?» и т. д.

 

Изготовление марионетки (основное задание)

Задачи. Психодиагностика, развитие интереса к себе, повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции, развитие саморегуляции и самоуправления.

Необходимые материалы. Два куска ткани размером 50 х 50 см для верхнего платья и 70 х 70 см для нижнего платья (брюк). Футляр от киндер-сюрприза, как основа для головы. 4-5 мелких предметов: бусинки, кнопки, скобки, бисер и т. п. Эти предметы помещаются в футляр от киндерсюрприза. Каждый предмет наделяется качеством, которого у подростка нет, но которое ему хотелось бы иметь или развить в себе (эффект «моз­гов» Страшилы из сказки «Волшебник изумрудного города»). При движении марионетки мелкие предметы в футляре будут шу­меть, создавая тем самым эффект действия заложенных качеств, их присутствия. Вата для головы и рук. Чулок для головы и рук. Нитки, мочалка, магнитная лента от аудиокассеты либо что-то другое для изготовления волос. Пуговицы или клеящаяся бума­га для глаз и рта. Нитки типа ирис для «подвязывания» марио­нетки. 2 иглы (маленькая и большая), ножницы, клей. Украшения для марионетки.

Ход работы

«Вам нужно изготовить свой автопортрет-ма­рионетку. Портретное сходство необязательно. Важно, чтобы кукла передавала основные черты характера того, кто ее делает».

Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсула от киндерсюрприза (с начинкой из мелких предметов) плотно оборачивается ватой. Если у куклы должна быть большая голо­ва, значит, ваты понадобится побольше. После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цве­та, который сшивается на «затылке» куклы. Затем поверх обли­цованной основы голова снова обтягивается чулком телесного цвета или другой тканью для лица (куклу можно сделать темно­кожей, розовой и т. д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался «хвостик» из ткани или чулка не менее 5 см. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.

Костюм куклы (верхнее платье) шьется из цветной краси­вой ткани размером 50x50 см. В кусочке ткани надрезается середина, куда продевается «шея-хвостик» куклы. Далее ткань расправляется и пришивается к «шее» куклы.

Для изготовления нижнего платья рекомендуется взять ткань размером 70 х 70 см. В середине кусочка нужно сделать малень­кую дырочку и просунуть в нее «хвостик», к которому уже при­шито «верхнее платье». Далее «нижнее платье» тоже пришива­ется к «шее» куклы. Для того чтобы пришить руки, нужно поло­жить куклу на стол, разложить «верхнее платье» треугольником и, слегка подвернув ткань в двух верхних углах вовнутрь, при­шить туда руки. Для изготовления рук берется та же ткань, что и для лица. Из нее нужно вырезать два прямоугольника разме­ром 7x4см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм куклы готов и руки вшиты, следует подумать об украшении куклы: сделать ей при­ческу, дополнительные детали костюма — все, что подскажет воображение изготовителей куклы-автопортрета.

Когда кукла будет полностью готова, можно ее «подвязать». Для этого берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше, если это будет ирис). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков. Таким образом кукла повиснет на нитке, пропущенной сквозь ее голову. Длина нити над головой куклы должна быть не больше 12-15 см, чтобы ребенку было удобно ей управлять. Концы нити связываются.

Подвязать руки можно следующим образом: один конец длин­ной нити привязывается к запястью правой руки куклы, а дру­гой к левому запястью. Кукла-автопортрет готова.

Психолог совместно с участниками группы изготавливает марионетку, демонстрируя на ней все этапы работы. При этом не стоит тратить много времени на украшение марионетки, это мож­но будет сделать дома. Время работы — 40 минут. Эта работа проходит под музыкальное сопровождение. Музыка должна быть спокойной, гармонизирующей эмоциональное состояние.

Обсуждение. Участники возвращаются в круг. У каждого в руках своя марионетка. Необходимо представить ее, назвать имя, рассказать о ее характере, предназначении и др. Важно, чтобы участники познакомились со всеми марионетками.

Подростки должны рассказать также о тех чувствах, кото­рые у них вызывают их марионетки.

 

«Представление марионеток» (завершение работы)

Задачи. Осознание регулятивных ресурсов, гармонизация эмоционального состояния группы, снижение напряженности, в том числе и телесной, более глубокое знакомство друг с другом и самим собой.

Ход работы

Участники становятся в круг, держа в руках марионетки. «Сейчас каждый из вас должен представить свою марионетку по очереди всем другим. Марионетки должны «по­знакомиться» друг с другом и сказать друг другу, чем одна нравится другой. Будьте внимательны, вы должны познакомить­ся со всеми марионетками».

Ребята могут забрать марионеток домой, но необходимо предупредить их о том, чтобы они не забыли их принести на следующее занятие. Если марионетки не нуждаются в допол­нительной доработке дома, можно оставить их до следующего занятия у психолога.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев