«Атомы» (разогрев)
Ход работы
Все участники становятся в круг. «Представим себе, что всё мы— атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Здесь оно будет зависеть от того, какое число назову я. Все мы сейчас начнем быстро двигаться по комнате, и я время от времени буду говорить какое-то число. И тогда атомы должны объединиться в молекулы соответственно этому числу».
Обсуждение. По окончании упражнения психолог может спросить у подростков: «Как вы себя чувствуете?», «Что вам понравилось?» и т. д.
Изготовление марионетки (основное задание)
Задачи. Психодиагностика, развитие интереса к себе, повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции, развитие саморегуляции и самоуправления.
Необходимые материалы. Два куска ткани размером 50 х 50 см для верхнего платья и 70 х 70 см для нижнего платья (брюк). Футляр от киндер-сюрприза, как основа для головы. 4-5 мелких предметов: бусинки, кнопки, скобки, бисер и т. п. Эти предметы помещаются в футляр от киндерсюрприза. Каждый предмет наделяется качеством, которого у подростка нет, но которое ему хотелось бы иметь или развить в себе (эффект «мозгов» Страшилы из сказки «Волшебник изумрудного города»). При движении марионетки мелкие предметы в футляре будут шуметь, создавая тем самым эффект действия заложенных качеств, их присутствия. Вата для головы и рук. Чулок для головы и рук. Нитки, мочалка, магнитная лента от аудиокассеты либо что-то другое для изготовления волос. Пуговицы или клеящаяся бумага для глаз и рта. Нитки типа ирис для «подвязывания» марионетки. 2 иглы (маленькая и большая), ножницы, клей. Украшения для марионетки.
Ход работы
«Вам нужно изготовить свой автопортрет-марионетку. Портретное сходство необязательно. Важно, чтобы кукла передавала основные черты характера того, кто ее делает».
Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсула от киндерсюрприза (с начинкой из мелких предметов) плотно оборачивается ватой. Если у куклы должна быть большая голова, значит, ваты понадобится побольше. После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цвета, который сшивается на «затылке» куклы. Затем поверх облицованной основы голова снова обтягивается чулком телесного цвета или другой тканью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой и т. д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался «хвостик» из ткани или чулка не менее 5 см. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.
Костюм куклы (верхнее платье) шьется из цветной красивой ткани размером 50x50 см. В кусочке ткани надрезается середина, куда продевается «шея-хвостик» куклы. Далее ткань расправляется и пришивается к «шее» куклы.
Для изготовления нижнего платья рекомендуется взять ткань размером 70 х 70 см. В середине кусочка нужно сделать маленькую дырочку и просунуть в нее «хвостик», к которому уже пришито «верхнее платье». Далее «нижнее платье» тоже пришивается к «шее» куклы. Для того чтобы пришить руки, нужно положить куклу на стол, разложить «верхнее платье» треугольником и, слегка подвернув ткань в двух верхних углах вовнутрь, пришить туда руки. Для изготовления рук берется та же ткань, что и для лица. Из нее нужно вырезать два прямоугольника размером 7x4см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм куклы готов и руки вшиты, следует подумать об украшении куклы: сделать ей прическу, дополнительные детали костюма — все, что подскажет воображение изготовителей куклы-автопортрета.
Когда кукла будет полностью готова, можно ее «подвязать». Для этого берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше, если это будет ирис). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков. Таким образом кукла повиснет на нитке, пропущенной сквозь ее голову. Длина нити над головой куклы должна быть не больше 12-15 см, чтобы ребенку было удобно ей управлять. Концы нити связываются.
Подвязать руки можно следующим образом: один конец длинной нити привязывается к запястью правой руки куклы, а другой к левому запястью. Кукла-автопортрет готова.
Психолог совместно с участниками группы изготавливает марионетку, демонстрируя на ней все этапы работы. При этом не стоит тратить много времени на украшение марионетки, это можно будет сделать дома. Время работы — 40 минут. Эта работа проходит под музыкальное сопровождение. Музыка должна быть спокойной, гармонизирующей эмоциональное состояние.
Обсуждение. Участники возвращаются в круг. У каждого в руках своя марионетка. Необходимо представить ее, назвать имя, рассказать о ее характере, предназначении и др. Важно, чтобы участники познакомились со всеми марионетками.
Подростки должны рассказать также о тех чувствах, которые у них вызывают их марионетки.
«Представление марионеток» (завершение работы)
Задачи. Осознание регулятивных ресурсов, гармонизация эмоционального состояния группы, снижение напряженности, в том числе и телесной, более глубокое знакомство друг с другом и самим собой.
Ход работы
Участники становятся в круг, держа в руках марионетки. «Сейчас каждый из вас должен представить свою марионетку по очереди всем другим. Марионетки должны «познакомиться» друг с другом и сказать друг другу, чем одна нравится другой. Будьте внимательны, вы должны познакомиться со всеми марионетками».
Ребята могут забрать марионеток домой, но необходимо предупредить их о том, чтобы они не забыли их принести на следующее занятие. Если марионетки не нуждаются в дополнительной доработке дома, можно оставить их до следующего занятия у психолога.