«Невербальное приветствие» (разогрев)
Задачи. Повышение степени внимания друг к другу, создание благоприятной для работы атмосферы.
Ход работы
«Сегодня мы начнем наше занятие с того, что поздороваемся друг с другом. Способы приветствия не должны повторяться, и делать это нужно невербально (без слов). Будьте внимательны, не пропустите никого».
«Создание групповой композиции» (основное задание)
Необходимые материалы. 4-6 листов ватмана, скрепленных скотчем в виде квадрата; различные изобразительные материалы, фольга, пленка для пищевых продуктов (в рулоне), обрезки меха, ткани, поролона; различные журналы; клей; ножницы; клубки старых шерстяных или других ниток; коробочки из-под чая, мыла, конфет, сигарет; несколько пустых пластиковых бутылок; елочная гирлянда. Для такой работы нужна также разнообразная музыка, которую подростки могут сами подобрать для своей композиции.
Ход работы
Пространство для работы организовано таким образом, чтобы каждый мог легко подойти к столу с различными изобразительными материалами и к месту создания групповой композиции.
Тема групповой композиции (инсталляции) может быть определена заранее психологом в соответствии с его целями, но мне кажется, более интересной для подростков будет работа над темой, выбранной ими самостоятельно. В этом случае подросткам предлагается подумать и назвать различные темы, над которыми они хотели бы поработать. Один из них должен фиксировать названия тем на листе бумаги. Затем следует, огласив весь список, проголосовать за наиболее интересный вариант.
Условие голосования: голосовать можно только один раз. Принимается тема, набравшая самое большое количество голосов.
Подготовленный заранее ватман помещается в центр комнаты. Участники рассаживаются вокруг него.
«Сейчас, используя предложенные материалы, вы создадите групповую композицию на тему... Участвовать в этой работе должен каждый».
Время на работу — около 30-35 минут.
С самого начала работы включается выбранная подростками фоновая музыка, которая соответствует теме.
Обсуждение. Участники рассаживаются вокруг групповой композиции. В течение 5-7 минут необходимо придумать к композиции частушки, черный юмор, историю, сказку, афоризм, что-то еще. Можно использовать готовый материал: известные стихи, куплеты песен и т. д. Главное, чтобы он подходил к теме композиции. Затем по кругу каждый подросток зачитывает то, что подготовил. После этого необходимо обсудить групповую работу, проговорить свои чувства, переживания, полученный опыт. Можно воспользоваться схемой обсуждения.
«Подарок» (завершение работы)
Задачи. Расширение эмоционально-положительного опыта, открытие внутренних ресурсов.
Ход работы
«Сейчас каждый из вас сможет сделать другому подарок. Необходимо представить, что это будет, а это должно быть что-то очень важное и очень нужное тому, кому вы его хотите вручить. Затем изобразите этот подарок с помощью рук (невербально) и передайте тому, кому он предназначен. Будьте внимательны, подарки должны получить все».
Лучше, когда дети выполняют это упражнение по кругу.