Задачи:
1) углубление процессов самораскрытия;
2) получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов;
3) познание себя с помощью группы;
4) дальнейшее знакомство с разнообразными способами творческого самовыражения.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Китайская рулетка» (шуточный тест)
Участникам предлагается закончить предложения:
Если бы я был деревом, то хотел бы быть... | То не хотел бы быть... |
Если бы я был одеждой, то хотел бы быть... | То не хотел бы быть... |
Если бы я был животным, то хотел бы быть... | То не хотел бы быть... |
Если бы я был машиной, то хотел бы быть... | То не хотел бы быть... |
Если бы я был напитком, то хотел бы быть... | То не хотел бы быть... |
Если бы я был писателем, то хотел бы быть... | То не хотел бы быть... |
Если бы я был цветком, то хотел бы быть... | То не хотел бы быть... |
Если бы я был игрушкой, то хотел бы быть... | То не хотел бы быть... |
Если бы я был киногероем, то хотел бы быть... | То не хотел бы быть... |
Если бы я был взрослым, то хотел бы быть... | То не хотел бы быть... |
Интерпретация теста такова: то, кем или чем ты хотел бы быть, — это ты в будущем, а то, кем или чем не хотел, — такой ты в настоящем. (Шутка.)
Если есть заинтересованность ведущего группы и самих участников, можно более подробно изучить животных, которых выбрал каждый из них, сравнить способы защиты, положительные качества и пр. этого животного и человека, который ассоциировал себя с ним.
«Путешествие в страну Превращений. Полянка» (игра)
Проводится при наличии 5-6 и более участников.
Ход работы
Подросткам предлагается представить, что перед ними зеленая полянка в лесу. «Трава. Лето. Светит солнце. Тепло. Вокруг зеленый лес. На этой полянке сидите вы. Выберите, в кого или во что каждый из вас хотел бы превратиться».
Участники по очереди сообщают, в кого или во что они будут «превращаться», после чего на втором этапе игры роли разыгрываются.
Обсуждение. При обсуждении игры участникам задаются вопросы:
• Вы довольны выбранной вами и прожитой в игре ролью?
• Удалось ли повлиять на происходящие события или они остались в стороне от вас?
• Какие чувства вы испытывали?
Разминка рук перед рисованием
Разминка представляет собой растирание, разминание, массаж кисти руки и пальцев. Проводится до появления в пальцах ощущения покалывания, ощущения увеличения кистей рук.
«Самореклама» (рисование)
Участникам группы предлагается нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. По окончании все по очереди представляют свои рекламные проекты.
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
«Таким я хочу быть» (домашнее задание)
Подростков просят к следующему занятию нарисовать или сделать коллаж на тему «Таким я хочу быть».