Задачи:
1) актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере;
2) тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние и понимать его.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Четыре моих „Я"» (обсуждение домашнего задания)
По итогам домашнего задания к занятию 6.
«Имена чувств» (упражнение)
Участники записывают столько «имен» чувств, сколько смогут. Тот, кто записал наибольшее количество, зачитывает их. Остальные ищут совпадения «имен» из своего списка с «именами» других членов группы. В результате с большой вероятностью они назовут наиболее известные эмоции и эмоциональные состояния. После этого психолог может кратко объяснить им, в чем разница между эмоцией и эмоциональным состоянием.
При наличии времени это задание можно дополнить, предложив модификацию методики «Карта страны чувств» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева). Участникам предлагается нарисовать самих себя во весь рост в двух проекциях (вид спереди, вид сзади), а затем отметить, в каких местах тела они чувствуют обиду, страх, радость и т. д.
«Зеркало» (упражнение)
Ход работы
Один из участников показывает соседу какую-либо гримасу, изображающую переживание определенного чувства. Тот, в свою очередь, как можно точнее «передразнивает» его и передает дальше своему соседу. «Гримаса» передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда гримаса возвращается к первому участнику. Таким же образом «передаются» еще несколько эмоций.
Обсуждение.
• Каков механизм узнавания чувств?
• Какие мышцы задействованы в выражении чувств?
• Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чувства?
• Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?
Ход работы
При наличии времени участникам можно предложить исследовать отдельно два чувства: любовь и гнев. Им предлагается таблица, заполнять которую они могут самостоятельно или работая в парах.
Эмоция | Ее польза | Ее вред |
Любовь |
|
|
Гнев |
|
|
После заполнения таблиц ответы участников озвучиваются.
«Ощущения» (рисование)
Ход работы
Проводится разминка.
Лист формата А4 складывается так, что на нем образуются 8 ячеек, в которых участники должны карандашом нарисовать свои ощущения гнева, радости, спокойствия, депрессии, энергичности, женственности, болезни и любого на свой выбор состояния.
«Каждый рисунок выполняется линиями. Вы можете использовать для рисунка одну линию, много линий, можете покрыть всю ячейку линиями, если считаете, что именно так вы сможете передать свои ощущения. Вы сами выбираете, наносить длинные штрихи или короткие, тонкие или широкие, нажимать на карандаш сильно или слабо. Если нужно, пользуйтесь резинкой.
В каждой ячейке поочередно нарисуйте то, что для вас олицетворяет написанное внизу слово. Ограничение: вы не должны рисовать никаких картинок или пользоваться какими-либо символами (звезды, сердца, молнии, геометрические фигуры и т. п.). Используйте только линии — быстрые, медленные, светлые, темные, гладкие, шероховатые, ломаные, плавные— какие вы считаете подходящими для того, что пытаетесь выразить. Передайте линиями, как ощущается вами это эмоциональное состояние».
Обсуждение.
• Ваш рисунок делает ваше чувство видимым. Опишите, какими линиями вы выразили ваши ощущения?
• Сравните все рисунки гнева, радости и т. д.
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
«Раннее эмоциональное воспоминание» (домашнее задание)
Участникам группы предлагается нарисовать одно из их самых ранних воспоминаний, связанных с сильными чувствами.