Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Задачи:

1) актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоцио­нальной сфере;

2) тренировка умения выражать свое эмоциональное со­стояние и понимать его.

 «Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.

«Четыре моих „Я"» (обсуждение домашнего задания)

По итогам домашнего задания к занятию 6.

«Имена чувств» (упражнение)

Участники записывают столько «имен» чувств, сколько смо­гут. Тот, кто записал наибольшее количество, зачитывает их. Остальные ищут совпадения «имен» из своего списка с «име­нами» других членов группы. В результате с большой вероят­ностью они назовут наиболее известные эмоции и эмоциональ­ные состояния. После этого психолог может кратко объяснить им, в чем разница между эмоцией и эмоциональным состояни­ем.

При наличии времени это задание можно дополнить, пред­ложив модификацию методики «Карта страны чувств» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева). Участникам предлагается нарисовать самих себя во весь рост в двух проекциях (вид спереди, вид сзади), а затем отметить, в каких местах тела они чувствуют обиду, страх, радость и т. д.

«Зеркало» (упражнение)

Ход работы

Один из участников показывает соседу ка­кую-либо гримасу, изображающую переживание определенно­го чувства. Тот, в свою очередь, как можно точнее «передраз­нивает» его и передает дальше своему соседу. «Гримаса» пе­редается по кругу. Упражнение заканчивается, когда гримаса возвращается к первому участнику. Таким же образом «пере­даются» еще несколько эмоций.

Обсуждение.

•  Каков механизм узнавания чувств?

•  Какие мышцы задействованы в выражении чувств?

•  Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чув­ства?

•  Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?

Ход работы

При наличии времени участникам можно предложить исследовать отдельно два чувства: любовь и гнев. Им предлагается таблица, заполнять которую они могут само­стоятельно или работая в парах.

Эмоция

Ее польза

Ее вред

Любовь

 

 

Гнев

 

 

После заполнения таблиц ответы участников озвучиваются.

«Ощущения» (рисование)

Ход работы

Проводится разминка.

Лист формата А4 складывается так, что на нем образуются 8 ячеек, в которых участники должны карандашом нарисовать свои ощущения гнева, радости, спокойствия, депрессии, энер­гичности, женственности, болезни и любого на свой выбор состояния.

«Каждый рисунок выполняется линиями. Вы можете исполь­зовать для рисунка одну линию, много линий, можете покрыть всю ячейку линиями, если считаете, что именно так вы сможе­те передать свои ощущения. Вы сами выбираете, наносить длинные штрихи или короткие, тонкие или широкие, нажимать на карандаш сильно или слабо. Если нужно, пользуйтесь ре­зинкой.

В каждой ячейке поочередно нарисуйте то, что для вас олицетворяет написанное внизу слово. Ограничение: вы не должны рисовать никаких картинок или пользоваться какими-либо символами (звезды, сердца, молнии, геометрические фигуры и т. п.). Используйте только линии — быстрые, медлен­ные, светлые, темные, гладкие, шероховатые, ломаные, плав­ные— какие вы считаете подходящими для того, что пытаетесь выразить. Передайте линиями, как ощущается вами это эмо­циональное состояние».

Обсуждение.

•  Ваш рисунок делает ваше чувство видимым. Опишите, какими линиями вы выразили ваши ощущения?

•  Сравните все рисунки гнева, радости и т. д.

 «Окно» (завершающее упражнение)

См. занятие 1.

«Раннее эмоциональное воспоминание» (домашнее задание)

Участникам группы предлагается нарисовать одно из их са­мых ранних воспоминаний, связанных с сильными чувствами.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев