Задачи:
1) определение личностных ценностей;
2) формирование способности понимать невербальное поведение;
3) актуализация личностных ресурсов;
4) повышение уверенности в себе;
5) групповое сплочение.
«Ритмическое эхо» (разминка)
См. занятие 1.
«Ранние воспоминания» (обсуждение домашнего задания)
Участники демонстрируют рисунки одного из своих ранних воспоминаний о событии, сопровождаемом яркими, сильными чувствами, выполненные в качестве домашнего задания.
«Дом моей души» (рисование)
Ставится спокойная, мелодичная музыка. Участникам вначале предлагается представить место, где им хорошо, их самое любимое место, и рассмотреть пейзаж вокруг. Затем их просят мысленно построить там дом и постараться запомнить все детали образа. И в заключении — нарисовать увиденный образ.
Когда все работы будут выполнены, ребята делятся своими рисунками и впечатлениями от задания.
«Оптимисты и пессимисты» (упражнение)
Ход работы
Участникам группы предлагается составить два списка. В первом из них необходимо закончить предложения (не меньше 5), которые начинаются со слов «Чувствовать себя счастливым хорошо, потому что...», во втором— предложения «Чувствовать себя несчастным хорошо, потому что...».
Обсуждение. Все списки оглашаются, ребята рассуждают о том, кем все же в большей степени им нравится быть: оптимистами или пессимистами.
«Цепочка хороших и плохих следствий» (игра)
Задачи. Развитие быстроты мышления, смелости высказывать свои мысли, находчивости и уверенности.
Ход работы
Ведущий называет исходную ситуацию и спрашивает первого участника: «Что в этом хорошо?» Первый участник отвечает. Ведущий спрашивает второго уже в связи с полученным ответом: «А что в этом плохо?» Третьему он вновь задает вопрос: «Что в этом хорошо?», четвертому — «Что в этом плохо?» и так далее.
Другой вариант той же самой игры: ведущий задает по очереди пару строго повторяющихся вопросов: «Это хорошо, потому что?..», а после ответа новый вопрос: «Это плохо, потому что?..», затем «Это хорошо, потому что?..» и т. д.
Например, исходная ситуация: «промочить ноги».
Промочить ноги — это плохо, потому что ... можно заболеть.
Заболеть— это хорошо(!), потому что ... не надо ходить в школу.
Не ходить в школу— это плохо, потому что ... скучно сидеть дома.
Скучно сидеть дома— это хорошо, потому что ... научишься играть самостоятельно.
Играть самостоятельно— плохо, потому что ... отвыкаешь от детей.
Отвыкать от детей — хорошо, потому что ... когда меня увезут в деревню, я не буду скучать. И т. д.
Можно начать разговор и с обратного вопроса, например:
Промочить ноги — это хорошо, потому что ... узнаешь, что текут ботинки.
Узнать, что текут ботинки, — плохо, потому что ... надо покупать новые.
Покупать новые ботинки— это хорошо, потому что ... в новых ботинках можно безбоязненно ходить по лужам.
Ходить по лужам — плохо, потому что ... будет ругать мама.
Когда ругает мама— это хорошо, потому что ...она меня чему-то учит...
Задача ведущего — безошибочно чередовать вопросы «хорошо» и «плохо».
«Дерево» (коллективное рисование)
Ход работы
Участникам предстоит нарисовать рисунок одного дерева таким образом, что каждый из них будет рисовать какую-то отдельную его часть. Им раздаются листы формата А4. Участники должны, не разговаривая(!), выбрать каждый для себя ту часть дерева, которую они будут рисовать, и изобразить ее. Затем нарисованные части стараются объединить в целое — большое дерево.
Обсуждение.
• Насколько участникам удалось договориться и создать целостную картину дерева?
• Каков вклад в это целое каждого из участников?
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
«Отлично» (домашнее задание)
Написать 50 слов, соответствующих понятию «Отлично».