Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов.
А. И. Герцен
Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
Н. В. Гоголь
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этой тенденцией связано и стремление в первую очередь дать детям знание, научить их читать, писать и считать, а не развить в них способность чувствовать, думать, творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но вместе с тем значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, все чаще проявляют равнодушие, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Проводя исследования по готовности к школьному обучению, я часто наблюдаю одну и ту же картину: дети недостаточно наблюдательны, не умеют занять себя в свободное время, а на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса — как потребители, а не как творцы. На мой взгляд, здесь напрашивается один диагноз: «Не доиграл» — ребенок не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения» игры.
Существует и другая важная проблема: в период психологической адаптации ребенка к школе возникают страхи, срывы, заторможенность, а у некоторых, наоборот, развязность и суетливость. Как показывает мой опыт, самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Все это может дать психологический театр. Сочетая возможности нескольких видов искусств— музыки, живописи, танца, актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия в психологическом театре развивают сферу чувств, пробуждают соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Программа школьного психологического театра не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (психолога, хореографа, дизайнера, музыканта) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество вышеуказанных специалистов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование данной программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы). Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, используя при этом фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Цель школьного психологического театра — формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области, развитие уверенности в себе.
Эмоциональное состояние личности зависит от множества факторов окружающего мира и является почти непредсказуемым. Из-за повышенной эмоциональной чувствительности молодежь (а в особенности школьники) часто подвержена воздействию стрессов, комплексов. Стараясь защититься, дети скрывают эмоции и чувства, конфликтуют с окружающим миром, тем самым «самоутверждаясь». Сдерживание эмоций такого рода нередко может приводить к психологической травме. Импульсивный и неконтролируемый выброс накопившихся чувств не только отрицательно влияет на отношения с окружающими, но и часто приносит существенный вред. А вред окружающим — это и вред обществу.
Возникает естественный вопрос: что же тогда делать с эмоциями? В определенных ситуациях их необходимо контролировать и направлять в нужное русло. А для этого важно уметь видеть, создавать, чувствовать, выражать эмоции, как свои, так и чужие (окружающих). Достигается это только участием в групповом тренинге. Один из методов развития творческих способностей — осознанное увеличение восприимчивости всех органов чувств ко всему окружающему, а особенно ко многим «мелочам», на которые обычно человек не обращает внимания. Здесь же важна еще и фантазия, развивая которую ученик обогащает себя новыми ощущениями, а значит, и новой информацией, на основе которой формируется точка зрения, жизненная позиция. А это не что иное, как личностный рост. Помогая раскрыть творческие качества, научиться преодолевать стрессовые и конфликтные ситуации, эта программа оказывается актуальна не только для отдельной личности, но и для общества в целом.
Сверхзадача школьного психологического театра заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных конфликтов.
Задачи психологического театра формулируются следующим образом:
1) обучение навыкам общения;
2) активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
3) развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
4) развитие эстетических способностей.
Предмет воздействия — ощущения, чувства и эмоции. Формы проведения занятий — тренинги, ролевые игры, этюды, конкурсы, театральные марафоны.
Тот, кто принимает участие в работе психологического театра, сможет:
1) чаще оценивать ситуацию («нужно ли проявлять чувства или это повредит в настоящий момент»);
2) при необходимости контролировать свои чувства (эмоциональное состояние), направляя их на улучшение сложившейся ситуации;
3) если улучшения не следует, то направлять потенциал в сферу творчества, не мешая никому, но помогая себе;
4) делать выводы на основе наблюдений за зависимостью эмоций и чувств от фактов внешнего воздействия;
5) практически находить и ощущать свои способности;
6) чутко взаимодействовать с внешним миром;
7) чувствовать на себе влияние другого человека и определять, положительное оно или отрицательное;
8) использовать навыки актерского мастерства и чувство юмора для изменения эмоционального состояния.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА
1. Психогимнастика (5 часов).
2. Танцевальная терапия (5 часов).
3. Куклотерапия (5 часов).
4. Музыкотерапия (5 часов).
5. Проективный рисунок (5 часов).
6. Сказкотерапия (5 часов).
7. Театроведение (8 часов).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА
Программа школьного психологического театра состоит из 7 разделов, работа над которыми продолжается в течение одного года с учащимися начальной школы.
Раздел 1 «Психогимнастика». Занятия направлены на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, формирование навыков передачи и получения обратной связи. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.
Раздел 2 «Танцевальная терапия». Цель занятий— развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, формирование навыков общения и социальных навыков, исследование чувств. Главная установка танцевальной терапии — движения отражают черты личности.
Раздел 3 «Куклотерапия». Занятия направлены на улучшение социальной адаптации, снятие страхов, тревоги, неуверенности, застенчивости. Предлагаемые задания и упражнения основываются на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
Раздел 4 «Музыкотерапия». Цель занятий — коррекция эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосомотических заболеваний, отклонений в поведении, в том числе при коммуникативных затруднениях. Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для повышения их эффективности.
Раздел 5 «Проективный рисунок». Использование рисования направлено на снятие у ребенка психического напряжения, стрессовых состояний. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Раздел 6 «Сказкотерапия». Занятия направлены на развитие творческих способностей, мышления, воображения и внимания ребенка, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром, формирование адекватной самооценки. Сказку можно: анализировать, сочинять, рассказывать, рисовать, драматизировать.
Раздел 7 «Театроведение». Занятия направлены на развитие у ребенка речевого дыхания и правильной артикуляции, произвольного реагирования на музыкальный сигнал, развития умения пользоваться жестами и двигаться, развития интереса к сценическому искусству. Включает в себя театральные игры, ритмопластику, культуру и технику речи, основы театральной культуры.
Учебный план психологического театра делится на две ступени обучения. Первая ступень включает в себя представленные выше разделы и решает задачи формирования различных умений и навыков (см. таблицу). Вторая ступень учебного плана— работа над спектаклем, в процессе которой полученные умения и навыки закрепляются.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД СПЕКТАКЛЕМ (2-Я СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ)
Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю я стараюсь соблюдать несколько основных правил:
1. Не перегружать детей.
2. Не навязывать своего мнения.
3. Не позволять одним детям вмешиваться в действия других.
4. Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди способных.
Выбирая материал для инсценировки, я отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время стремлюсь обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.
Этапы работы над пьесой
Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Что больше интересует детей? Что бы им хотелось пережить, показать зрителю? На эти вопросы должны дать ответы сами дети в процессе совместной работы. Если у ребят много вариантов и нет единого мнения, тогда на помощь приходит психолог, который предлагает начало какого-то театрального действия. Я стараюсь найти то начало, которое бы заинтересовало всех детей, дало возможность проявить свою индивидуальность. Так, в процессе работы психологического театра я предложила ребятам только лишь начало Сказки о Временах Года. Дальше шел этап фантазий, сочинений, разных идей. Будущую сказку мы рисовали, лепили, играли, пели, танцевали, то есть использовали разнообразные методы психокоррекции.
Второй этап предполагает деление сказки на эпизоды. Дети сами разделились на группы по временам года (каждый ребенок входил в ту группу, которая соответствовала его рождению в данное время года). Они группами сочиняли эпизоды, подбирали себе роли. На этом этапе дети более детально работают со своим временем года: рисуют, поют, танцуют, играют.
Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно в этот процесс вовлекаются все участники психологического театра. Сначала можно с помощью игрушек импровизировать поступки и диалоги героев. Иногда детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку психолога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.
Четвертый этап состоит в работе с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети импровизируя просто двигаются под музыку, самостоятельно отмечая наиболее удачные находки.
Пятый этап — это постепенный переход к тексту сказки. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, то есть один и тот же текст звучит много раз, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.
Шестой этап — работа над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию из своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев сказки. Ни в коем случае нельзя навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Мизансцены заранее не придумываются психологом, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и лишь затем корректироваться психологом.
Седьмой этап — репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять — это с успехом делают зрители, то есть те дети, которые в данный момент не заняты в репетиции.
Восьмой этап — репетиция всей сказки целиком с использованием подготовленных для спектакля декораций, реквизита, а также костюмов, которые помогают в создании образа.
Девятый этап— премьера спектакля. Это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления, так как ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Рефлексию необходимо провести на следующем занятии. Обязательно на спектакле должны использоваться видео-и фотосъемка, чтобы в дальнейшем послужить незаменимым материалом для коррекции поведения задействованных в представлении детей. Также необходимо устраивать повторные показы спектакля, где ребенок будет уже по-другому играть свою роль или участвовать в другом составе.
Требования к психологу, работающему в психологическом театре
1. Знание теоретических основ психокоррекционной работы как основной источник создания психологического театра.
2. Владение конкретными методами и методиками коррекции.
3. Личностная готовность психолога: умение и желание идти не от себя, а от ребенка и его проблем.
4. Знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе, периодизации психического развития, знание проблемы соотношения обучения и развития, знакомство с основными теориями, моделями и типами личности, знание о социально-психологических особенностях группы, знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие.
5. Знание основ театральной культуры, особенностей театрального искусства.
ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ
При проведении сказкотерапевтических занятий с детьми необходимо обязательно включать в эту работу родителей и педагогов. Вариантов их привлечения может быть много.
Вариант 1. При проведении индивидуальной работы с ребенком родители или педагоги получают так называемое домашнее задание: прочитать и обсудить сказку или историю вместе с ребенком, сделать куклу, использовать на уроке рекомендуемые метафоры или притчи, провести с классом сказочную драматизацию или игру и т. д. При условии активного участия педагогов и родителей результат такой работы может всех удивить.
Вариант 2. При проведении групповой работы родители и педагоги включаются на определенном этапе (5-е или 6-е занятие) и психолог проводит совместное детско-родительское занятие. Родители (педагоги) включаются в путешествие наравне с детьми. Для этого психолог заранее подготавливает взрослых. На совместных занятиях, как правило, предлагаются изготовление сложных кукол в парах (марионетки), спонтанные импровизации с куклами, парные импровизации на музыкальных инструментах, парные танцевальные композиции и т. п.
Вариант 3. Групповые занятия только для родителей или педагогов. Целью таких занятий может быть сплочение педагогического коллектива и создание команды, снятие синдрома эмоционального сгорания, переориентация родительского или педагогического поведения и др.
Вариант 4. Использование психологической сказки на родительских собраниях, методических совещаниях и педсоветах.