Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов.

А. И. Герцен

Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.

Н. В. Гоголь

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этой тенденцией свя­зано и стремление в первую очередь дать детям знание, на­учить их читать, писать и считать, а не развить в них способ­ность чувствовать, думать, творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быс­трее решают логические задачи, но вместе с тем значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, все чаще проявляют равнодушие, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Проводя исследования по готовности к школьному обуче­нию, я часто наблюдаю одну и ту же картину: дети недостаточ­но наблюдательны, не умеют занять себя в свободное время, а на окружающий мир смотрят без удивления и особого интере­са — как потребители, а не как творцы. На мой взгляд, здесь напрашивается один диагноз: «Не доиграл» — ребенок не на­тренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения» игры.

Существует и другая важная проблема: в период психоло­гической адаптации ребенка к школе возникают страхи, сры­вы, заторможенность, а у некоторых, наоборот, развязность и суетливость. Как показывает мой опыт, самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Все это может дать психологический театр. Сочетая воз­можности нескольких видов искусств— музыки, живописи, танца, актерской игры, театр обладает огромной силой воз­действия на эмоциональный мир ребенка. Занятия в психоло­гическом театре развивают сферу чувств, пробуждают соучас­тие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Программа школьного психологического театра не пред­полагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (психолога, хореографа, дизайнера, музыканта) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество вышеуказанных специалистов, которые не разучились играть и фантазировать. Использова­ние данной программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы). Ребенок начи­нает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпи­мым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, используя при этом фантазию, воображение, общение с окру­жающими людьми.

Цель школьного психологического театра — формиро­вание думающего и чувствующего, любящего и активного че­ловека, готового к творческой деятельности в любой области, развитие уверенности в себе.

Эмоциональное состояние личности зависит от множества факторов окружающего мира и является почти непредсказуе­мым. Из-за повышенной эмоциональной чувствительности молодежь (а в особенности школьники) часто подвержена воз­действию стрессов, комплексов. Стараясь защититься, дети скрывают эмоции и чувства, конфликтуют с окружающим ми­ром, тем самым «самоутверждаясь». Сдерживание эмоций та­кого рода нередко может приводить к психологической трав­ме. Импульсивный и неконтролируемый выброс накопившихся чувств не только отрицательно влияет на отношения с окружа­ющими, но и часто приносит существенный вред. А вред окру­жающим — это и вред обществу.

Возникает естественный вопрос: что же тогда делать с эмоциями? В определенных ситуациях их необходимо контро­лировать и направлять в нужное русло. А для этого важно уметь видеть, создавать, чувствовать, выражать эмоции, как свои, так и чужие (окружающих). Достигается это только участием в груп­повом тренинге. Один из методов развития творческих спо­собностей — осознанное увеличение восприимчивости всех органов чувств ко всему окружающему, а особенно ко многим «мелочам», на которые обычно человек не обращает внимания. Здесь же важна еще и фантазия, развивая которую ученик обогащает себя новыми ощущениями, а значит, и новой ин­формацией, на основе которой формируется точка зрения, жизненная позиция. А это не что иное, как личностный рост. Помогая раскрыть творческие качества, научиться преодоле­вать стрессовые и конфликтные ситуации, эта программа ока­зывается актуальна не только для отдельной личности, но и для общества в целом.

Сверхзадача школьного психологического театра заключа­ется в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окру­жающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных конфликтов.

Задачи психологического театра формулируются следу­ющим образом:

1) обучение навыкам общения;

2) активизация мыслительного процесса и познавательно­го интереса;

3) развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

4) развитие эстетических способностей.

Предмет воздействия — ощущения, чувства и эмоции. Формы проведения занятий — тренинги, ролевые игры, этюды, конкурсы, театральные марафоны.

Тот, кто принимает участие в работе психологического те­атра, сможет:

1) чаще оценивать ситуацию («нужно ли проявлять чувства или это повредит в настоящий момент»);

2) при необходимости контролировать свои чувства (эмо­циональное состояние), направляя их на улучшение сложившей­ся ситуации;

3) если улучшения не следует, то направлять потенциал в сферу творчества, не мешая никому, но помогая себе;

4) делать выводы на основе наблюдений за зависимостью эмоций и чувств от фактов внешнего воздействия;

5) практически находить и ощущать свои способности;

6) чутко взаимодействовать с внешним миром;

7) чувствовать на себе влияние другого человека и опреде­лять, положительное оно или отрицательное;

8) использовать навыки актерского мастерства и чувство юмора для изменения эмоционального состояния.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА

1.  Психогимнастика (5 часов).

2.  Танцевальная терапия (5 часов).

3.  Куклотерапия (5 часов).

4.  Музыкотерапия (5 часов).

5.  Проективный рисунок (5 часов).

6.  Сказкотерапия (5 часов).

7.  Театроведение (8 часов).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА

Программа школьного психологического театра состоит из 7 разделов, работа над которыми продолжается в течение од­ного года с учащимися начальной школы.

Раздел 1 «Психогимнастика». Занятия направлены на ре­шение задач групповой психокоррекции: установление контак­та, снятие напряжения, формирование навыков передачи и получения обратной связи. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение пережива­ний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движе­ний, мимики, пантомимики, позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.

Раздел 2 «Танцевальная терапия». Цель занятий— разви­тие осознания собственного тела, создание позитивного обра­за тела, формирование навыков общения и социальных навы­ков, исследование чувств. Главная установка танцевальной те­рапии — движения отражают черты личности.

Раздел 3 «Куклотерапия». Занятия направлены на улучшение социальной адаптации, снятие страхов, тревоги, неуверенности, застенчивости. Предлагаемые задания и упражнения основыва­ются на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

Раздел 4 «Музыкотерапия». Цель занятий — коррекция эмо­циональных отклонений, страхов, двигательных и речевых рас­стройств, психосомотических заболеваний, отклонений в по­ведении, в том числе при коммуникативных затруднениях. Му­зыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фак­тора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровож­дением других коррекционных приемов для повышения их эф­фективности.

Раздел 5 «Проективный рисунок». Использование рисова­ния направлено на снятие у ребенка психического напряжения, стрессовых состояний. Рисуя, ребенок дает выход своим чув­ствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с неко­торыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Раздел 6 «Сказкотерапия». Занятия направлены на разви­тие творческих способностей, мышления, воображения и вни­мания ребенка, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром, формирование адек­ватной самооценки. Сказку можно: анализировать, сочинять, рассказывать, рисовать, драматизировать.

Раздел 7 «Театроведение». Занятия направлены на разви­тие у ребенка речевого дыхания и правильной артикуляции, произвольного реагирования на музыкальный сигнал, разви­тия умения пользоваться жестами и двигаться, развития инте­реса к сценическому искусству. Включает в себя театральные игры, ритмопластику, культуру и технику речи, основы театраль­ной культуры.

Учебный план психологического театра делится на две сту­пени обучения. Первая ступень включает в себя представлен­ные выше разделы и решает задачи формирования различных умений и навыков (см. таблицу). Вторая ступень учебного пла­на— работа над спектаклем, в процессе которой полученные умения и навыки закрепляются.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД СПЕКТАКЛЕМ (2-Я СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ)

Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовле­кает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю я стараюсь соблюдать несколько ос­новных правил:

1. Не перегружать детей.

2. Не навязывать своего мнения.

3. Не позволять одним детям вмешиваться в действия других.

4.  Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди способных.

Выбирая материал для инсценировки, я отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время стремлюсь обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

Этапы работы над пьесой

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Что больше интересует детей? Что бы им хотелось пережить, по­казать зрителю? На эти вопросы должны дать ответы сами дети в процессе совместной работы. Если у ребят много вариантов и нет единого мнения, тогда на помощь приходит психолог, который предлагает начало какого-то театрального действия. Я стараюсь найти то начало, которое бы заинтересовало всех детей, дало возможность проявить свою индивидуальность. Так, в процессе работы психологического театра я предложила ре­бятам только лишь начало Сказки о Временах Года. Дальше шел этап фантазий, сочинений, разных идей. Будущую сказку мы рисовали, лепили, играли, пели, танцевали, то есть исполь­зовали разнообразные методы психокоррекции.

Второй этап предполагает деление сказки на эпизоды. Дети сами разделились на группы по временам года (каждый ребе­нок входил в ту группу, которая соответствовала его рождению в данное время года). Они группами сочиняли эпизоды, подби­рали себе роли. На этом этапе дети более детально работают со своим временем года: рисуют, поют, танцуют, играют.

Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в фор­ме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участника­ми этюдов становятся самые активные дети, но постепенно в этот процесс вовлекаются все участники психологического те­атра. Сначала можно с помощью игрушек импровизировать по­ступки и диалоги героев. Иногда детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное веде­ние диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку психолога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап состоит в работе с музыкальными произве­дениями, которые будут звучать в спектакле. Яркие музыкаль­ные образы помогают детям найти соответствующее пластичес­кое решение. Сначала дети импровизируя просто двигаются под музыку, самостоятельно отмечая наиболее удачные находки.

Пятый этап — это постепенный переход к тексту сказки. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными ис­полнителями, то есть один и тот же текст звучит много раз, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных ис­полнителей, способны оценить, у кого это получается есте­ственнее и правдивее.

Шестой этап — работа над ролью. Ребенок в силу возраст­ных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию из своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев сказки. Ни в коем случае нельзя навязывать юным исполните­лям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Мизансцены заранее не придумываются психологом, они должны возникать по инициативе детей, опи­раться на их творческое воображение и лишь затем корректи­роваться психологом.

Седьмой этап — репетиция отдельных картин в разных со­ставах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали собствен­ные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сце­не, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять — это с успехом делают зрители, то есть те дети, которые в дан­ный момент не заняты в репетиции.

Восьмой этап — репетиция всей сказки целиком с исполь­зованием подготовленных для спектакля декораций, реквизи­та, а также костюмов, которые помогают в создании образа.

Девятый этап— премьера спектакля. Это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого испол­нителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления, так как ребята слиш­ком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и не­удачи. Рефлексию необходимо провести на следующем заня­тии. Обязательно на спектакле должны использоваться видео-и фотосъемка, чтобы в дальнейшем послужить незаменимым материалом для коррекции поведения задействованных в пред­ставлении детей. Также необходимо устраивать повторные показы спектакля, где ребенок будет уже по-другому играть свою роль или участвовать в другом составе.

Требования к психологу, работающему в психологическом театре

1. Знание теоретических основ психокоррекционной рабо­ты как основной источник создания психологического театра.

2. Владение конкретными методами и методиками коррекции.

3. Личностная готовность психолога: умение и желание идти не от себя, а от ребенка и его проблем.

4. Знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе, периодизации психического развития, знание про­блемы соотношения обучения и развития, знакомство с основ­ными теориями, моделями и типами личности, знание о соци­ально-психологических особенностях группы, знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие.

5. Знание основ театральной культуры, особенностей те­атрального искусства.

 

ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

При проведении сказкотерапевтических занятий с детьми необходимо обязательно включать в эту работу родителей и педагогов. Вариантов их привлечения может быть много.

Вариант 1. При проведении индивидуальной работы с ребенком родители или педагоги получают так называемое домашнее задание: прочитать и обсудить сказку или историю вместе с ребенком, сделать куклу, использовать на уроке ре­комендуемые метафоры или притчи, провести с классом ска­зочную драматизацию или игру и т. д. При условии активного участия педагогов и родителей результат такой работы может всех удивить.

Вариант 2. При проведении групповой работы родители и педагоги включаются на определенном этапе (5-е или 6-е занятие) и психолог проводит совместное детско-родительское занятие. Родители (педагоги) включаются в путешествие наравне с детьми. Для этого психолог заранее подготавлива­ет взрослых. На совместных занятиях, как правило, предлага­ются изготовление сложных кукол в парах (марионетки), спон­танные импровизации с куклами, парные импровизации на му­зыкальных инструментах, парные танцевальные композиции и т. п.

Вариант 3. Групповые занятия только для родителей или педагогов. Целью таких занятий может быть сплочение педаго­гического коллектива и создание команды, снятие синдрома эмоционального сгорания, переориентация родительского или педагогического поведения и др.

Вариант 4. Использование психологической сказки на родительских собраниях, методических совещаниях и педсо­ветах.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев