Задачи:
1) обучение анализу, созданию сказок;
2) развитие способности увидеть смысл сказки с разных сторон;
3) гармонизация внутреннего состояния.
Необходимые материалы. Воздушные шары по числу участников; маркеры, фломастеры, ручки; лист ватмана; листы бумаги на всех участников.
«Сказочные существа» (игра)
«Когда-то давным-давно одну страну населяли сказочные существа. Но налетел ураган и унес их. Только глубоко в пещере остались яйца этих существ. Сейчас я дам вам всем по одному такому яйцу, согрейте их своим теплом, и из них вылупятся сказочные существа».
Участники берут воздушные шарики, молча прижимают их к себе, что-нибудь рисуют на них. Через 2-3 минуты каждый участник рассказывает о том, кто же появился из его «яйца», как его зовут и т. п.
«Какие замечательные существа появились в нашей Сказочной Стране! У каждого какие-то свои, не похожие ни на кого, качества, свой характер. Но мы еще очень мало знаем о них. Где живут наши герои, что с ними происходит? Я предлагаю вам сейчас разбиться на четыре подгруппы и сочинить четыре истории о тех персонажах, которые есть в каждой подгруппе».
Сочинение сказки
Ход работы
Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кому в детстве нравились сказки о животных!» Первые четверо, кто вскочил со своего места, наделяются правом набрать свои подгруппы. Если участников нечетное число, оставшийся сам выбирает, к какой подгруппе присоединиться.
Каждая подгруппа образовывает свой маленький круг и в течение 10 минут сочиняет сказку с обязательным участием всех сказочных существ, которые есть в данной подгруппе. Затем все снова садятся в общий круг, и представители от каждой подгруппы зачитывают получившиеся сказки.
Обсуждение. Участникам задаются вопросы:
• Как быстро вам удалось придумать общий сюжет сказки?
• Какую стратегию выбрала группа?
• Довольны ли вы получившейся сказкой?
«Сказочный дождик» (игра)
«А теперь встаньте все в круг друг за другом. В Сказочной Стране пошел дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине, по попе...»
Все участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью легких постукиваний пальцами делают впереди идущему участнику массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.
«Поляна» (игра)
«Волшебный дождик пошел и перенес нас на сказочную поляну. Расскажите, кто появился на поляне?»
Каждый из участников выбирает, кем он будет на поляне. Ведущий задает наводящие вопросы: «Где ты стоишь? Сколько тебе лет? Что ты на полянке делаешь? Какой сейчас день, время года? И т. п.»
Так проговариваются все роли, затем дается возможность при желании поменять роль. Все участники располагаются на поляне, и поляна «оживает» на 7-10 минут. Затем все садятся в круг, и каждый участник высказывается от имени своего героя.
Деролинг
Каждый участник произносит фразу: «Я не (имя персонажа), я — (собственное имя)».
Проводится итоговое обсуждение занятия. Можно задать -вопросы:
• Какие чувства вы испытывали во время занятия?
• Возникали ли трудности? Если да, то какие?
• Какие чувства вы испытываете сейчас?