Задачи:
1) развитие креативности, творческого самовыражения;
2)создание гармонии в группе.
Необходимые материалы. Листы бумаги А4; краски, карандаши, фломастеры; ножницы; клей; журналы; аудиокассета с записью спокойной музыки.
«Сказка о Волшебнике» (медитация)
Занятие начинается с чтения сказки о Волшебнике под спокойную музыку.
Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сложно сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: «Он очень молод». Но, глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: «Он стар и мудр». Этот человек умел делать то, чего не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Многие приходили к нему за советом.
Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все.
Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.
Как-то раз Волшебник сказал людям:
— Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.
— Зачем же ты оставляешь нас? — грустно сказали люди. — Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей мудрости, — попросили они.
— Посмотрите вокруг, — сказал Волшебник, — вы живете в прекрасном мире. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля. Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете? Все, что нас окружает, живет в своем Ритме. И свой ритм у каждого из нас.
Люди замерли, закрыли глаза и услышали, как дышит земля — ровно и спокойно, как плещутся о берег волны — то быстро, то неторопясь. И главное, каждый из них услышал собственный ритм: спокойное биение сердца, свободное дыхание... И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное.
— Удивительное и Волшебное растет внутри нас, — с восторгом сказали они Волшебнику.
— Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, — улыбнулся Волшебник. — Ведь Волшебство — это умение слышать и чувствовать Ритм Природы, всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий Мир. Надо только услышать свой Ритм и разбудить Творца, живущего внутри каждого, и начнется Волшебство.
— А как мы будем им пользоваться?— спросили люди.
— Можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть его в своем сердце, а потом вылепить его из глины, — ответил Волшебник. — И постепенно, даже незаметно для себя, вы начнете меняться.
Можно научиться слышать внутренний Ритм другого человека, находить соответствие со своим Ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания.
Можно научиться видеть в каждом событии Урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность...
«Стихии» (игра)
Ход работы
«Во время наших встреч мы тоже учились слышать и чувствовать, жить в соответствии с окружающим миром, учились созидать, творить прекрасное в нашей жизни.
И сейчас я хочу предложить вам прислушаться к себе, почувствовать внутри себя жизнь четырех стихий: земли, воды, огня, воздуха. Для того чтобы они ожили, вам сейчас нужно разбиться на четыре группы. Каждая группа должна выбрать одну из стихий и через некоторое время показать мощь, красоту и необходимость выбранной стихии в нашей жизни».
Группа каким-либо независимым способом делится на подгруппы, например, производится расчет на «первый — второй — третий — четвертый». В каждой подгруппе выбирается стратегия, арттерапевтический материал. Подгруппы проводят небольшую репетицию и разыгрывают действие перед остальными участниками.
Обсуждение. После представления происходит обсуждение увиденного:
• Как вы выбирали роли?
• Кто первый предложил что-то использовать?
• Как создавался сюжет?
«Анонимный подарок» (рисование)
Ход работы
«А сейчас возьмите, пожалуйста, листы бумаги и попробуйте изобразить те чувства, которые вы сейчас испытываете. Все, что вам может понадобиться, вы можете найти на столе».
Включается запись спокойной музыки, участники группы выполняют работу на тему «Мои чувства». Каждый участник должен быть занят только своей работой. После того как рисунки будут готовы, всем участникам группы предлагается перенести их в специальное место. При этом авторы работ сохраняют анонимность. Каждый участник группы рассматривает все работы и выбирает ту, которая пробудила в нем отклик и желание подарить подарок. После этого участники группы изготавливают маленькие подарки с пожеланиями и кладут их на те работы, которые им приглянулись. Если чья-то работа осталась без подарка, группа для этого участника делает коллективный подарок.
«Посмотрите, какие чудесные творения у вас получились. И пусть все то, что вы здесь создали, в повседневной жизни помогает вам лучше понимать себя, напоминает о наших встречах».
Обсуждение. Проводится итоговое обсуждение всех встреч:
• Что запомнилось из всех встреч больше всего?
• Осталось ли у кого-то что-либо невысказанное? У вас сейчас есть возможность об этом сказать.
• Какие вы можете высказать пожелания относительно нашей работы в следующем учебном году?