Сказка о нежных Теплышках (К. Штайнер)
Давным-давно в одной стране жили вместе два очень счастливых человека — муж Тим и жена Магги. И были у них сын Йонукас и дочь Люция.
В те времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с мягкими пушистыми комочками — нежными Теплышками, которыми они пользовались всю жизнь. Теплышки несли людям добро и нежность, а также защищали их от болезней и смерти.
Люди дарили Теплышки друг другу. Получить Теплышку было совсем несложно. Достаточно было подойти к человеку и попросить: «Мне нужна Теплышка». Тот, достав Теплышку из мешочка, клал ее просящему на плечо. Теплышка улыбалась и превращалась в большой и очень пушистый комок, который при соприкосновении с человеком таял, наделяя его добротой и нежностью.
Люди не жалели друг для друга Теплышек, щедро раздаривая их. Поэтому все вокруг были счастливы и здоровы.
Но одной злой ведьме не нравилось это всеобщее счастье и здоровье: никто не покупал у нее микстур и мазей. И придумала она коварный план.
Однажды, когда Магги играла со своей дочкой, колдунья тихо подкралась к Тиму и зашептала на ухо: «Ты только посмотри, Тим, сколько Теплышек Магги отдает Люции. Если так пойдет дальше, Теплышки у нее закончатся и тебе ничего не достанется».
Слова злой колдуньи запали в сердце Тима, и стал он ревниво следить за Магги. Ему очень нравились ее Теплышки, и он упрекнул жену, зачем она бездумно раздает их. Магги очень любила Тима и, чтобы не огорчать его, решила приберечь для него Теплышки. Вслед за мамой дети также перестали раздавать свои Теплышки.
Теплышек становилось все меньше и меньше. Скоро все почувствовали, что вокруг стало не хватать тепла и нежности. Люди стали болеть и умирать.
Злой колдунье не хотелось, чтобы люди умирали — ведь покойникам не нужны ее мази и микстуры. И задумала она новый план.
Всем людям страны колдунья раздала маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные и мягкие Теплышки, а холодные и колючие ледышки, несущие людям холод и жестокость, но все-таки защищающие их от смерти.
С тех пор люди дарили друг другу Ледышки, а Теплышки оставляли себе. Скоро все вокруг почувствовали себя несчастными — ведь обменивались они злом, грубостью, жестокостью.
Людям очень не хватало Теплышек. Нашлись хитрецы, которые обклеивали Ледышки пухом, а затем продавали их вместо Теплышек. Обмениваясь ненастоящими Теплышками, люди не понимали, почему они не получают тепла и нежности.
Жизнь стала тяжелой и жестокой. А во всем была виновата злая колдунья, которая обманула людей, что Теплышки в мешочках скоро закончатся.
Однажды в эту несчастную страну забрела веселая и добрая странница. Она раздавала всем жителям Теплышки, совсем не переживая, что они могут закончиться.
Всем детям женщина очень понравилась, и они, следуя ее примеру, стали раздаривать свои Теплышки. Обеспокоенные взрослые срочно издали закон, запрещающий отдавать Теплышки без специального разрешения.
Дети же, совершенно не обращая на них внимания, продолжали дарить людям тепло, заботу и радость.
Борьба добра со злом продолжается и сейчас.
Щедро дарите людям нежные Теплышки, будьте добры, счастливы и здоровы!
Котенок (И. Стишенок)
Сказка для тех детей, которые имеют проблемы в общении с окружающими, чувствуют себя одинокими и беззащитными и, как следствие, становятся агрессивными.
Жил-был на свете маленький серый котенок по имени Мур-зик. Всю свою сознательную жизнь он провел в подвале большого дома и выходил оттуда только для того, чтобы найти еду или погоняться по двору за красивыми бабочками. Котенок был таким симпатичным, что многие дети хотели его погладить. Но как только они подходили поближе, Мурзик шипел, скалил зубки и царапался своими острыми коготками. Испуганные дети убегали домой, а серый котенок возвращался в темный и холодный подвал.
Со временем на него перестали обращать внимание, и если какой-нибудь незнакомец все-таки подходил поближе, дети громко кричали:
— Не трогайте его! Это Очень Злой Котенок. Он сильно царапается.
Однажды в доме появилась новая девочка, которую звали Маша. Выйдя во двор, она неожиданно увидела серого котенка.
— Какой хорошенький! — воскликнула девочка и подошла поближе.
— Только не трогай его, — вдруг сказал ей мальчик, проходивший мимо. — Этот котенок всех царапает. Он Очень Злой.
Маша внимательно посмотрела на Мурзика и сказала:
— Это не злой, а Очень Испуганный Котенок. Наверное, когда-то его сильно обидели, и с тех пор он всех боится, а потому и царапается, защищаясь.
— Но царапаясь, он никогда не найдет себе друга и останется одиноким, — произнес мальчик.
— А я знаю, как с ним подружиться, — улыбнулась Маша и побежала домой. Через несколько минут она вынесла в руках блюдечко с молоком и поставила его на землю.
— Ксс, ксс, — шепотом позвала девочка Мурзика и отошла в сторонку.
Услышав шепот, котенок вышел из подвала и очень медленно подошел к блюдцу. Он внимательно осмотрелся по сторонам и, не почувствовав опасности, выпил вкусное молоко.
Каждый день Маша поила маленького котенка и все ближе и ближе подходила к нему. Уже через неделю Мурзик разрешил ей дотронуться до своей мягкой спинки, а через месяц девочка и котенок так подружились, что вместе бегали по двору и играли с резиновым мячиком.
Незаметно наступила осень, подули холодные ветра, и девочка, пожалев котенка, решила взять его к себе домой. Впервые за многие месяцы Мурзик пошел на руки к человеку. Испуганными глазами.он смотрел по сторонам, но не убегал. В новой квартире котенка накормили и отмыли от уличной грязи, и когда Мурзик высох, все вдруг с удивлением обнаружили, что шерстка у него не серая, а белая и блестящая.
Через несколько дней Маша с котенком снова вышли на улицу. Увидев детей, стоящих в стороне и молча смотрящих на них, девочка громко сказала:
— Вы можете погладить его, если хотите. Мурзик больше не царапается.
Дети с опаской и недоверием подходили к котенку и дотрагивались до его шерстки. Но он действительно не царапался.
— И совсем этот котенок не Злой, — с удивлением сказали они друг другу, — а Добрый и Красивый.
— Совершенно верно, — улыбнулась Маша. — Это Очень Добрый Котенок.
Вопросы
1. Нарисуйте котенка таким, каким вы его увидели.
2. Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?
3. Как вы думаете, почему дети называли котенка злым?
4. Был ли он злым на самом деле?
5. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал котенок?
6. Как девочка смогла подружиться с котенком? Почему ей это удалось?
7. Сразу ли поверили дети в изменение характера котенка? Почему?
8. Чему учит эта сказка?
Услышать свой день (О. Чеснокова)
На далеком острове Табу жил мальчик Рик. Родители у Рика были важные люди — и их никогда не было дома. Они целыми днями важничали: работа была такая. И воспитывали Рика... четыре бабушки и три дедушки. Всего семь человек. Это обычная история на острове Табу. Ведь там водятся птицы Ру, уносящие детей. Ах да! Вы их, наверное, не знаете. Ну, тогда все по порядку.
С давних времен жили на острове дивные птицы неописуемой красоты. Взрослых людей они боялись и близко не подпускали. А вот с малышами играли целыми днями — лучше любой няньки. Так было, пока не завезли на остров чудо-машины. Взрослые были очарованы своими новыми игрушками. Теперь машины стирали, убирали, строили... А взрослые за ними ухаживали. И столько эти машины понастроили, что птицам стало негде жить, и они улетели с острова. Тогда стало происходить вот что. Многие дети начинали странно себя вести: им становилось скучно. Столько вокруг немыслимых красочных механизмов — а им все скучно. По ночам к таким детям прилетали птицы Ру. И через некоторое время дети исчезали — мелькнет за окном узорчатая тень, уносящая ребенка... и все. Хорошо, если получат родные письмецо непонятно откуда, мол, не скучайте, не ждите. Там, с птицами, детям было весело, и назад они не возвращались.
Да-а... Так вот, про нашего мальчика. Его бабушки и дедушки были, к счастью, родными Рика, а остальные — это те, кого странные птицы оставили без внучат. Главная задача у них, конечно, была — не дать Рику заскучать. Они и не давали: числовые вычисления, линейные построения, звездные наблюдения, веществостроение, словосписывание, песнопение и еще, и еще... В общем, все, что надо, чтобы побыстрее стать взрослым. И игрушек у Рика — не счесть: развивающие конструкторы, наиполезнейшие головоломки, информирующие роботы... У него было все. Но самой любимой игрушкой Рика и его постоянной спутницей была Большая Океанская Раковина, которую он когда-то нашел на берегу. Как же он всех бабушек и дедушек этой Раковиной извел! Рик уверял, что если приложить ее к уху и закрыть глаза, то сейчас же окажешься в самом счастливом дне своей жизни. У Рика это был день, когда он нашел свою Раковину. Конечно же, всех своих бабушек и дедушек поочередно он заставлял сидеть с раковиной у уха, с закрытыми глазами — подолгу, чуть не каждый день. Что может быть глупее: ничего не видно и не слышно, да еще вон сколько уроков не пройдено. Бедные прародители теперь очень нервничали на занятиях. Идет, к примеру, урок линейного построения — так все фигуры чертятся прямо на полу, а в центре — Раковина. На музыкальном часу надо прыгать вокруг нее же. И выбросить эту проклятую Раковину нельзя: а что, если Рик заскучает?!
И все же он заскучал. Все реже просил Рик послушать Раковину. Потом и вовсе оставил всех в покое. Тревога охватила весь дом. Даже родители на целых два часа оставили свои важные дела. На взрослом совете было решено не выпускать Рика из дома, пока он не подрастет, — ведь уже дважды видели люди над домом опасную тень птицы...
(Пауза. Другим тоном.) Рик исчез утром. Пришли взрослые— а в комнате никого. Записка на столе: «Будет время — послушайте Раковину». (Пауза.) Вот и Раковина лежит. Великая скорбь охватила дом. Мы потеряли ребенка! Некого больше учить. Теперь есть время. И дедушка-математик взял Раковину и прижал к уху.
(Другим тоном.) Через некоторое время дедушка воскликнул: «Ну конечно же, футбол». Счастливыми глазами глядя на остальных, он объявил, что самым лучшим днем в его жизни стал день, когда они с отцом вместе пошли смотреть футбольный матч. С надеждой вслушивались взрослые в нечто там, в Раковине. И каждый, каждый вспомнил тот свой особенный счастливый день, который остался в далеком детстве. Теперь они отдали бы весь мир, чтобы рассказать Рику о том, что они услышали и увидели, и что они поняли... Но он улетел навсегда.
«И вовсе я не улетел! — воскликнул мальчик, выбираясь из шкафа. — Я хотел улететь завтра и нечаянно уснул. Но теперь я остаюсь — ведь я так сильно вас люблю!»
Надо ли описывать вам, сколько радости, счастья и веселья было в доме! Сейчас этот дом называют домом, которому повезло. Рика — мальчиком, которому повезло с бабушками и дедушками. А важные родители теперь пораньше спешат домой, чтобы слушать всей семьей счастливые истории волшебной Раковины.