Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Данная методика направлена на уточнение и расширение представлений подростков и взрослых о волевом компоненте образа «Я», на активизацию интереса к волевой сфере лично­сти. Она дает возможность соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с их предметами.

Беседа позволяет обнаружить и обсудить те смыслы, кото­рые подросток вкладывает в понятия «воля», «сила воли», «во­левые качества», и получить информацию о волевой сфере кон­кретного человека.

В ходе консультационной беседы рекомендуется исполь­зовать приемы графического изображения, что позволит легче и быстрее установить контакт и сохранить результаты беседы.

Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Необходимые материалы. Стандартный чистый лист бу­маги, 8 карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиоле­товый, коричневый, серый, черный) и простой карандаш.

Ход работы

1. «Давайте вместе обсудим такую непростую тему, как умение управлять собой, своим поведением. Чтобы уметь вла­деть собой, необходимо обладать такой чертой характера, как воля. Воля — это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достиже­нии цели. Люди различаются между собой — у кого-то это по­лучается лучше, у кого-то хуже.

Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг— это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы считаете, у вас силы воли. Вы можете закрасить весь круг или какую-либо его часть».

2. «Воля проявляется в целеустремленности, самостоятель­ности, решительности, настойчивости, выдержке, дисциплини­рованности, смелости, инициативности. Это — волевые каче­ства. Их тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе. Для того чтобы определить выраженность волевых качеств, прежде необходимо понять, как они проявляются, какие у них признаки».

Признаки решительности:

•  быстрое и обдуманное принятие решений при выполне­нии того или иного действия или поступка;

• уверенное выполнение принятого решения без колеба­ний; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоционального воз­буждения;

•  проявление решительных действий в непривычной обста­новке.

Признаки самостоятельности:

•  выполнение субъектом посильной деятельности без помо­щи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить трудовое, учебное задание и т. п.);

• умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. п.);

•  умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом уп­рямства, если не прав.

Признаки дисциплинированности:

• сознательное выполнение установленного в данной дея­тельности порядка;

• соблюдение требований учителей, своевременное выпол­нение поручений, правил и т. п.;

• добровольное выполнение правил, установленных коллек­тивом;

• соблюдение дисциплинированного поведения при изме­нении обстановки.

Признаки настойчивости:

• стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

•  умение продолжать деятельность при нежелании зани­маться или при возникновении возможности занятия другой, более интересной деятельностью;

• умение проявить упорство при изменившейся обстанов­ке (смена коллектива, условий труда и т. п.).

Признаки выдержки:

•  проявление терпения в деятельности, выполняемой в за­трудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

• умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спо­рах, незаслуженном обвинении и т. д.);

• умение сдерживать проявление чувств при сильном эмо­циональном возбуждении (большой радости, негодова­нии и т. п.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки смелости:

•  преодоление чувства страха;

•  сохранение присутствия духа перед опасностью, трудно­стями;

•  проявление верности своим принципам вопреки давле­нию со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения.

Признаки инициативности:

•  проявление субъектом творчества, выдумки, рационали­зации;

• участие в осуществлении разумного новшества, хороше­го начинания, исходящего от других;

•  активная поддержка коллектива в реализации намечен­ных планов.

Признаки целеустремленности:

• умение анализировать свои желания и выбирать приори­тетные из них;

• умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;

•  умение осуществлять намеченное.

3.  «А сейчас я предлагаю для каждого из перечисленных волевых качеств подобрать определенный, как вы считаете, наиболее подходящий цвет, и этим цветным карандашом на­рисовать круг. У вас получится восемь кругов, соответствую­щих перечисленным волевым качествам».

4.  «В каждом круге закрасьте ту часть круга, тот сектор, который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этого качества у вас».

5.  «Проранжируйте круги волевых качеств по степени за-крашенности секторов от наибольшего к наименьшему».

6.  «Обсудите с партнером (психологом), насколько пред­ставления собеседника о своих волевых качествах соответству­ют полученным данным, какие, по его мнению, качества разви­ты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать».

Если большинство кругов закрашены полностью или закра­шенные части, сектора кругов очень малы, то с подростком обсуждается, действительно ли его волевые качества имеют такую высокую или такую низкую степень выраженности. Кон­сультативная беседа в таком случае будет направлена на вы­работку адекватных представлений о своих волевых качествах.

Методику можно провести еще раз после завершения кор-рекционной работы с целью анализа изменений в представле­ниях подростка о степени выраженности его волевых качеств.

Обсуждение. Вопросы для анализа:

• Сравните два бланка и расскажите, что изменилось.

•  Почему волевое качество стало больше, как вы думаете?

•  Почему волевое качество стало меньше, как вы думаете?

Если в большинстве кругов закрашенные части увеличи­лись или уменьшились, то, можно предположить, что произо­шли изменения в представлении подростка о своих волевых качествах.

***

В ходе подведения итогов работы обсуждается зависимость поведения от адекватности представления человека о самом себе, в частности, о своей волевой сфере.

«Круг воли»

ф.И.................................................. Возраст ............Дата

Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сек­тор, который, как Вы считаете, соответствует Вашей силе воли.

Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажет­ся, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев