Данная методика направлена на уточнение и расширение представлений подростков и взрослых о волевом компоненте образа «Я», на активизацию интереса к волевой сфере личности. Она дает возможность соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с их предметами.
Беседа позволяет обнаружить и обсудить те смыслы, которые подросток вкладывает в понятия «воля», «сила воли», «волевые качества», и получить информацию о волевой сфере конкретного человека.
В ходе консультационной беседы рекомендуется использовать приемы графического изображения, что позволит легче и быстрее установить контакт и сохранить результаты беседы.
Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Необходимые материалы. Стандартный чистый лист бумаги, 8 карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и простой карандаш.
Ход работы
1. «Давайте вместе обсудим такую непростую тему, как умение управлять собой, своим поведением. Чтобы уметь владеть собой, необходимо обладать такой чертой характера, как воля. Воля — это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели. Люди различаются между собой — у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.
Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг— это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы считаете, у вас силы воли. Вы можете закрасить весь круг или какую-либо его часть».
2. «Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке, дисциплинированности, смелости, инициативности. Это — волевые качества. Их тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе. Для того чтобы определить выраженность волевых качеств, прежде необходимо понять, как они проявляются, какие у них признаки».
Признаки решительности:
• быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка;
• уверенное выполнение принятого решения без колебаний; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоционального возбуждения;
• проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Признаки самостоятельности:
• выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить трудовое, учебное задание и т. п.);
• умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. п.);
• умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав.
Признаки дисциплинированности:
• сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка;
• соблюдение требований учителей, своевременное выполнение поручений, правил и т. п.;
• добровольное выполнение правил, установленных коллективом;
• соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.
Признаки настойчивости:
• стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
• умение продолжать деятельность при нежелании заниматься или при возникновении возможности занятия другой, более интересной деятельностью;
• умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т. п.).
Признаки выдержки:
• проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);
• умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);
• умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. п.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
Признаки смелости:
• преодоление чувства страха;
• сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями;
• проявление верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения.
Признаки инициативности:
• проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;
• участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
• активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов.
Признаки целеустремленности:
• умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них;
• умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;
• умение осуществлять намеченное.
3. «А сейчас я предлагаю для каждого из перечисленных волевых качеств подобрать определенный, как вы считаете, наиболее подходящий цвет, и этим цветным карандашом нарисовать круг. У вас получится восемь кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам».
4. «В каждом круге закрасьте ту часть круга, тот сектор, который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этого качества у вас».
5. «Проранжируйте круги волевых качеств по степени за-крашенности секторов от наибольшего к наименьшему».
6. «Обсудите с партнером (психологом), насколько представления собеседника о своих волевых качествах соответствуют полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать».
Если большинство кругов закрашены полностью или закрашенные части, сектора кругов очень малы, то с подростком обсуждается, действительно ли его волевые качества имеют такую высокую или такую низкую степень выраженности. Консультативная беседа в таком случае будет направлена на выработку адекватных представлений о своих волевых качествах.
Методику можно провести еще раз после завершения кор-рекционной работы с целью анализа изменений в представлениях подростка о степени выраженности его волевых качеств.
Обсуждение. Вопросы для анализа:
• Сравните два бланка и расскажите, что изменилось.
• Почему волевое качество стало больше, как вы думаете?
• Почему волевое качество стало меньше, как вы думаете?
Если в большинстве кругов закрашенные части увеличились или уменьшились, то, можно предположить, что произошли изменения в представлении подростка о своих волевых качествах.
***
В ходе подведения итогов работы обсуждается зависимость поведения от адекватности представления человека о самом себе, в частности, о своей волевой сфере.
«Круг воли»
ф.И.................................................. Возраст ............Дата
Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как Вы считаете, соответствует Вашей силе воли.
Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих.