Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.
Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм — стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает в процессе умственного и эмоционального развития детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя и не исчезают совсем.
«Волчьи игры»
Задача. Снятие напряжения и отреагирование агрессии.
Ход работы
Вариант 1. Молодые волки очень любят играть, бегая за своим хвостом. Дети выстраиваются в шеренгу. Первый — это голова волка, последний — хвост. Голова должна схватить хвост, а он должен увильнуть. Важно, чтобы каждый ребенок побыл в обеих ролях.
На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Так наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, в сказке оказываются зашифрованы алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам, позволяющим справляться с трудностями.
Сказочные задачи широко используют педагоги системы ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) при работе с детьми. По этой технологии издано достаточно большое количество сборников со сказочными задачами, и их можно использовать для занятий.
Ни одно занятие не обходится без кукол. Их любят не только маленькие дети. Причем к готовым, фабричным, за все время работы, возможно, не прикоснется ни одна рука, в то время как к самодельным проявляется интерес практически всех людей, оказавшихся в кабинете психолога.
Самыми простыми в изготовлении являются абстрактные куклы. Эти куклы создаются из различных материалов и носят абстрактный характер. Они не требуют покупки дорогостоящих материалов. Их можно мастерить с маленькими детьми, с детьми, имеющими особенности психофизического развития, а также с детьми, имеющими нормальное развитие, и их родителями.
Добро пожаловать в сказочный мир
(Ю. С. Шиманович)
Программа развития творческого потенциала
детей старшего дошкольного возраста
и младших школьников
Задачи программы:
1)развитие творческого воображения, оригинальности мышления;
Задачи:
1) развитие сенсорно-перцептивной сферы;
2) развитие произвольности поведения;
3) развитие воображения, символических представлений, креативности;
4) гармонизация эмоционального состояния.
Необходимые материалы. Жидкая гуашь, мука, соль, масло подсолнечное, клей ПВА, вода, пластмассовые баночки 0,5 л, ветошь для вытирания рук, клеенка, картон прессованный, передники, «волшебный мешочек» с мелкими предметами, спокойная музыка.
Задачи:
1) развитие произвольного внимания;
2) развитие творческого мышления и воображения;
3) совершенствование механизмов саморегуляции;
4) сплочение группы.
Необходимые материалы. Кукла-марионетка, темная ткань, большое зеркало, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, восковые мелки, картон, бумага.
Задачи:
1) снятие напряжения, получение позитивного двигательного опыта;
2) развитие памяти, воображения;
3) сплочение детского коллектива;
4) развитие уверенности в себе.
Необходимые материалы. Пальчиковые куклы, которые дети изготавливали на предыдущем занятии, два стула, темная ткань.
Задачи:
1) развитие сенсорно-перспективной сферы;
2) развитие воображения, оригинальности мышления;
3) стимулирование творческого самовыражения.
Необходимые материалы. Картон, пластилин, разные мелкие предметы (крупа, фасоль, пуговицы и т. п.), музыка.
Задачи:
1) гармонизация эмоционального состояния;
2) развитие творческого воображения;
3) совершенствование механизмов саморегуляции.
Необходимые материалы. Белые маски, гуашь, фломастеры, карандаши, восковые мелки, вырезки из журналов, цветная бумага.
Ход работы
«Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем друг другу «Доброе утро!» Молодцы!
Задачи:
1) стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
2) обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний;
3) совершенствование мелкой моторики руки и координации движений;
4) развитие уверенности в себе.
Необходимые материалы. Прочная ткань, куклы-марионетки, подвижная музыка.
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих негативное самоотношение
Задачи программы:
1) создание доброжелательной атмосферы на занятиях; знакомство с понятиями «жесты», «мимика», «интонация»; развитие интереса к себе;
4) развитие вариативности мышления;
Задачи:
1) знакомство детей друг с другом и психолога с группой;
2) создание доброжелательной атмосферы;
3) знакомство с понятиями «жесты», «мимика», «интонация».
Ход работы
Дети заходят в кабинет, располагаются на местах.
«Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться поудобнее, чтобы ничто не мешало сосредоточить все свое внимание. Пока мы тут с вами общались, смеялись, вокруг нас происходило много событий.
Задачи:
1) развитие интереса к себе;
2) развитие вариативности мышления;
3) стимулирование творческого самовыражения.
Необходимые материалы. Пары предметов, одинаковых по сути, но разных по характеру, внутренней динамике — одинаковые вазы разных цветов, одинаковые колокольчики с разными голосами и т. д.; диски с аудиозаписью спокойной музыки.
Задачи:
1) углубление идентификации себя со своим именем;
2) формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Ход работы
«Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие мы начнем с того, что вы расскажете о том, как путешествовали по нашей планете, что вы увидели и нашли ли что-нибудь, похожее на вас».
Проводится обсуждение домашнего задания, дети показывают выполненные дома рисунки.
«С какими замечательными существами мы сегодня познакомились, все ли помнят, какие у них были имена? Совсем недавно я прочитала очень интересную сказку об имени. Хотите ее услышать?»
(Дети свободно располагаются на ковре, и психолог читает сказку).
Задачи:
1) стимуляция раскрытия своего «Я»;
2) формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение.
Необходимые материалы. Изготовленный дома цветок с именами; бумага; кисточки; краски; стаканчики для воды; кассета с записью спокойной музыки.
Задачи:
1) закрепление знаний об эмоциях;
2) развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;
3) развитие интереса к самому себе;
4) повышение самооценки.
Необходимые материалы. Заготовки масок с прорезями для глаз; краски; кисти; стаканы с водой; вырезанные из различных журналов и книг картинки; клей; свеча; аудиокассета с записью спокойной музыки.
Задачи:
1) развитие интереса к самому себе;
2) повышение самооценки.
Необходимые материалы. Оформленные на прошлом занятии маски.
Ход работы
«Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами путешествовали в волшебную страну, и каждый из вас расколдовал одного слугу Чувство. Мы уже немного познакомились с расколдованными Чувствами. Сейчас мы снова отправимся в волшебную страну и познакомимся с ними поближе. А попадем мы в волшебную страну с помощью нашей волшебной свечи. (Дети передают по кругу зажженную свечу).
Задачи:
1) развитие внимательности, соблюдения общепринятых норм в отношениях между людьми;
2) знакомство детей с проблемой понимания человека человеком.
Необходимые материалы. Карточки с изображениями фантастических животных; бумага; цветные карандаши; аудиокассета с записью спокойной музыки.
Ход работы
«Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры, которая называется «Ответить — не ответить». Для того чтобы в нее сыграть, кому-то из вас нужно выйти ненадолго за дверь».
Задачи:
1) коррекция нежелательных черт характера и поведения;
2) коррекция негативных поведенческих реакций.
Необходимые материалы. Бумага; краски; кисточки; стаканы с водой.
Ход работы
«Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня я хочу прочитать вам сказку о слоненке с шариками».
Дети располагаются на ковре, кому как удобно, психолог читает сказку, периодически предлагая показать действия, происходящие в сказке.
Задачи:
1) обучение отреагированию эмоций в конфликте;
2) формирование адекватных форм поведения.
Необходимые материалы. Песочный поднос; мелкие фигурки животных, людей, растений; зеркальце.
Ход работы
Дети заходят в кабинет психолога и становятся вокруг песочницы, накрытой тканью.
«Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в сказочное путешествие. Сейчас каждый из вас посмотрится в волшебное зеркальце, превратится в волшебника и перенесется в сказочную страну.
День за днем в стране Фантазия
(Н. А. Сакович)
Программа развития самосознания детей 6-9 лет
Время. Продолжительность каждого занятия составляет 50-60 минут.
Необходимые материалы. Магнитофон, аудиозаписи (релаксационная и др. музыка), большое зеркало, свеча, песочница и фигурки для песочницы, изобразительные материалы (карандаши, краски, кисти и др.), бумага разного формата, цветная бумага, старые журналы, ножницы, клей, различные куклы, маски, костюмы сказочных героев или элементы костюмов, грим.
Задачи:
1) создание мотивации на познание себя;
2) знакомство с понятием «любовь к себе»;
3) развитие рефлексивных способностей;
4) развитие самосознания;
5) развитие воображения.
Необходимые материалы. Зеркало; заготовленные заранее листы бумаги, на которых нарисованы три зеркала; карандаши цветные; свеча.
Ритуал входа в сказку
Задачи:
1) обобщение опыта, полученного на предыдущих занятиях;
2) групповое сплочение;
3) создание мотивации на познание себя;
4) развитие рефлексивных навыков;
5) развитие самосознания;
6) познание и принятие своих положительных и отрицательных качеств;
7) развитие воображения.
Необходимые материалы. Альбом, карандаши цветные, журналы, ножницы, клей, связанная в виде паутины веревка.
Задачи:
1) обобщение опыта прошлых занятий;
2)групповое сплочение;
3) создание мотивации на принятие других;
4) осознание своих границ и границ другого человека;
5) развитие рефлексивных навыков;
6) развитие самосознания;
7) развитие воображения.
Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Везения, альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода.
Задачи:
1) обобщение опыта прошлых занятий;
2)групповое сплочение;
3)развитие рефлексивных навыков;
4)развитие самосознания;
5)развитие восприятия и самовосприятия;
6) развитие внимание;
7) развитие воображения.
Задачи:
1) обобщение опыта прошлых занятий;
2) развитие рефлексивных навыков;
3) развитие самосознания;
4) развитие внимания;
5) развитие внутренней компетентности;
6) повышение уверенности в себе;
7) развитие воображения.
Задачи:
1) обобщение опыта прошлых занятий;
2) развитие рефлексивных навыков;
3) развитие самосознания;
4) повышение уверенности в себе;
5) тренинг эмпатии и чуткости;
6) раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Везения, кольцо из корсажной ленты, аудиозапись ритмичной музыки, материалы для инсталляции.
Задачи:
1) обобщение опыта прошлых занятий;
2)развитие самосознания;
3) повышение уверенности в себе;
4) тренинг эмпатии и чуткости;
5) раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Везения, коллекция ключей, хула-хуп (он будет служить Воротами Без Ключа), альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода.
Ритуал входа в сказку
Задачи:
1) обобщение опыта прошлых занятий;
2)развитие рефлексивных навыков;
3)развитие самосознания;
4) повышение уверенности в себе;
5) тренинг эмпатии и чуткости;
6) раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Везения, кукла-марионетка Детской Королевы, костюмы сказочных героев или элементы костюмов (веер, шляпка, хвост, ушки, плащ, меч и щит и т. п.), грим или детская краска для лица, коллекция аудиозаписей.