Какие типовые задания следует включать в работу для подготовки младших школьников к ВПР?
В первую очередь, на каждом уроке должна быть организована работа с текстом. Например, проектируя урок, учитель в качестве языкового материала использует предложения не разрозненные, а связанные между собой одной темой, которые в конце урока обучающиеся «собирают» в текст. Далее определяют тему, основную мысль текста, придумывают заглавие и т.д. При этом необходима грамотная аргументация всех ответов. Можно усложнить задание, устроив ловушку: в одном из предложений нарушить грамматическую связь по отношению к остальным. Такая работа поможет в дальнейшем избегать грамматических ошибок при составлении собственных текстов.
То есть речь идёт о том, что работа с текстом организуется не только на уроках развития речи – необходимо использовать потенциал любого урока русского языка.
Важное значение для достижения планируемых предметных и метапредметных результатов имеет коммуникативное умение – задавать вопросы. Старайтесь предоставлять такую возможность своим ученикам. Это могут быть вопросы, адресованные и учителю, и однокласснику, и появившейся вдруг на уроке какой-нибудь части речи, и т.п.
Большую ценность имеют языковые разминки: орфографические, морфологические, лексические, морфемные и т.д. – служащие своеобразным прологом к уроку, включающим младших школьников в активную деятельность. Они могут проходить в форме игр: "Узнай слово" (основания для узнавания слова разные: и его лексическое значение, и признаки искомого слова как члена предложения или части речи; они могут быть даны сразу или можно предложить ребятам сформулировать вопросы на узнавание); "Найди по признакам" (ищем и звук, и слово, и предложение); "Третий лишний" (огромное количество вариантов для основания поиска); " Диктант-кроссворд" (позволяет оценить и орфографическую, и лексическую грамотность); "Собери слово" (например: возьми приставку от слова «безоблачный», корень у слова «бережок», добавь суффикс от слова «соседний» и окончание от слова «прекрасное»)"; "Собери предложение" (можно предложить по аналогии с предыдущим заданием, только заимствовать члены предложения; можно задать другой контекст); "Восстанови …" (работа и со звуком, и с буквой, и со словом, и с предложением, и с текстом, и с алгоритмом, и т. д.). За этими незамысловатыми играми скрыта колоссальная возможность для развития предметных и метапредметных умений младших школьников.
Подготовку таких разминок лучше доверить самим учащимся. Однако важное условие для любого ответа: чёткая, последовательная аргументация выбора (решения), которая позволила бы другим осваивать определённый способ действия.
* * *
Учимся определять тему текста, составлять план и подбирать заголовок
ВПР по русскому языку. 2 класс
Подготовка ВПР в 4 классе
Рабочие материалы для подготовки к Всероссийской проверочной работе по русскому языку