Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи
Образовательные: формирование представления о моральном долге;
воспитывать чувство ответственности, обязательности;
учить находить выход из сложных жизненных ситуаций, требующих исполнения морального долга.
формировать нравственные нормы поведения.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат:
Предметные: Понимать, что такое «моральный долг», «моральная обязанность».
Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметьоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия: Моральный долг, моральная обязанность.
Межпредметные связи: Модуль «Основы светской этики».
Ресурсы:
сюжетные картинки;
презентация «Моральный долг» (у автора)
алгоритм самооценки.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Технологическая карта изучения темы «Моральный долг»
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
|
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организует называние шагов учебной деятельности.
|
Проговаривают девиз урока. Проговаривают название этапа с учителем.
| 1. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II.Проверка домашнего задания. (10 мин) Цели: -извлечение ранее изученной информации и знаний из личного опыта |
Организует прослушивание и обсуждение рассказов учащихся об ответственном поведении человека (из литературы)
Проводит словарный диктант. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). Организует работу со словом.
|
Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся об ответственном поведении человека (из литературы)
Слушают и выполняют задание в тетради. . Выполняют задание устно.
| Словарный диктант. Качество, противоположное злу (добро) Качество, необходимое для выполнения любого поручения (ответственность) Величайшее чувство, доступное человеку (любовь) Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке (героизм)
-Прочитайте слово, полученное из начальных букв записанных слов. -Составьте предложение со словом долг - Объясните значение этого слова. -Найдите информацию в словаре. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III.Объявление темы. (2 мин) Цели: .- побудить обучающихся к самостоятельному формулированию учебной задачи ; | Создаёт проблемную ситуацию.
Организует постановку цели урока.
| Под руководством учителя формулируют название темы урока. - С помощью учителя проговаривают, ставят цель урока. | Выскажите предположение, что вам предстоит сегодня узнать. Как вы понимаете тему урока? Как вы думаете, как связана тема предыдущего урока с темой урока сегодняшнего?
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Изучение нового материала (8 мин) Цели: - создать условия для получения знаний по теме;
| Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Организует составление кластера. |
Составляют и проговаривают предложения с помощью учителя.
В учебнике читают значение слова.
Составляют кластер с помощью учителя.
| Составьте предложение со словом долг. 2. - Как вы думаете, о каком долге мы с вами будем говорить?
3. .- Обратитесь к тексту, выпишите значение слова долг. Сопоставим свои предположения с учебником.
4. -Долг, как утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. - С кем, по вашему мнению, нас связывает долг?
Физкультминутка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V.Закрепление изученного.(10 мин) Цели: - зафиксировать новое знание в речи ; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение Организует работу в группе, с последующим обсуждением . Организует фиксирование нового знания в речи.
Организует уточнение темы урока.
| Работают в группах.
Оценивают работу других групп. Отвечают на вопросы учителя.
Под руководством учителя формулируют тему урока.
| 1. Приведите примеры выполнения морального долга. В своих ответах используйте изученные ранее этические понятия.
2.Оцените, правильно ли подобран пример. Дополните ответ.
3.. Подумайте и сделайте вывод, что такое моральный долг.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Самостоятельная работа (10 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует выявление причин затруднений.
| Выполняют задание самостоятельно.
Называют с помощью учителя причину затруднения, исправляют ошибки.
| 1.- Продолжите фразы: « Всеобщее осуждение окружающих вызывает...»
2. « Человека в обществе будут уважать за…»
3. - По сюжетной картинке определите, о каком долге идёт речь.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Организует самооценку учебной деятельности.
|
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Делают самооценку на листках «Лист самооценки» | - Мы переходим к последнему этапу . Подводим итог работы на уроке.
- Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была?
- Оцените свою деятельность на уроке, проставьте оценки на каждом этапе урока. |