Цель: формирование способности обучающихся оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу.
Задачи:
Познакомить обучающихся с понятием «правила честного поединка», на примере образов русских богатырей, солдат-защитников Отечества.
Развивать умения аргументировать свой ответ.
Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.
Виды деятельности: работа в группах, беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа с текстом, работа с графами «Ментальная карта», просмотр отрывка из мультфильма, слушание музыкальных произведений, самостоятельная работа с источником информации.
Основные термины и понятия: правила честного поединка, честь, смелость, мужество, находчивость, решительность, богатырь.
Ресурсы для проведения занятия: мультимедиа проектор, рабочие листы.
Описание хода урока
Этап урока | Содержание урока |
1. Организация деятельности учащихся |
|
2. Актуализация знаний, целеполагание Первая фаза – фаза Вызова | Слайд Звучит музыка, игра на гуслях Учитель: Послушайте музыку. Ответьте на вопросы. Слайд Боян – древнерусский певец Работа в группах 1-я группа. Как называется инструмент, на котором играет исполнитель? (Гусли) Учитель: О ком сказывалось в былине? (О богатыре Илье Муромце.) Сегодня на уроке – Сегодня на уроке вы попробуете ответить на вопросы: Кого можно называть богатырем? Каковы правила честного поединка? |
3. Поиск решения Вторая фаза – фаза реализации смысла | Слайд «Богатыри» В. Васнецова. Учитель: Вслушайтесь в слово “богатырь”. Учитель: Оказывается от слова – “Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар” Учитель: Каков же дар дан каждому из богатырей? Слайд Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группе. Работа в группах Задание: Восстановите текст и найдите ключевое слово, характеризующее богатыря. 1-я группа. Илья Муромец. Вывод: Илья Муромец – сила, Добрыня Никитич – ум, Олег Попович – доброта. Учитель: Всё вместе делает человека поистине богатым. Смелость, мужество, находчивость, сила духа и физическая сила богатырей не раз спасали Россию от иноземных захватчиков. Работа в группах. – Так кого же можно назвать богатырем? (Просмотр «Ментальных карт») – Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели правила в применение силы, провозгласили правила честного поединка. Работа в группах Слайд «Золотое правило нравственности» Задание: Вспомните «Золотое правило нравственности» и выработайте свои правила честного поединка. (Озвучивание выработанных правил). Работа с учебником – Прочитайте правила честного поединка провозглашённые богатырями. Слайд Правила честного поединка. (Соблюдение этих правил подчеркивало высокие нравственные качества воинов) |
4. Физкультминутка | |
| Слайд Просмотрите отрывок из мультфильма «Ослябя и Пересвет» – Соблюдали ли воины Пересвет и Чулубей правила чесного поединка на Куликовом поле? (Обмен мнениями) Слайд Пересвет и Чулубей Работа в группах Задание: Как вы, думаете, во все ли времена на земле русской жили богатыри? |
| Слайд Александр Невский. Учитель: Кто этот воин? (Александр Невский. Репродукция русского художника XX века Павла Корина.) Учитель: Князь Александр Ярославич – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников земли Русской. Чем же он заслужил такую славу? Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли. Вывод: Кого можно называть богатырем? (Смелого, защищает свою родину)сильного, умного, доброго человека, который |
| Работа в группах Задание: Как вы, думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слово «Богатырь»? – Назовите современных богатырей. (Обмен мнениями) Слайд Современные богатыри. Учитель: Во все времена люди русские готовы встать на защиту своей родины. Вот как об этом написал поэт Иван Никитин Широко ты, Русь, по лицу земли (И. Никитин. Русь) |
5. Рефлексия Третья фаза – фаза рефлексии | Как составить синквейн. Работа в группах Составьте синквейн со словом «богатырь» |
Учитель: Каким перед вами предстает нравственный образ богатыря? (Дети зачитывают свои синквейны) | |
6. Домашнее задание | Ответить на вопросы Есть ли в легендах и мифах Древней Греции герой, равный по силе и своим подвигам русскому богатырю Илье Муромцу? Назовите современных богатырей. Почему вы считаете, что он богатырь? Если мальчик в вашем окружении, которого можно назвать богатырем? Какими качествами он обладает? |