Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цель урока: развивать представление о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества.

Задачи:

Образовательные: показать ценность и необходимость ?дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;

Развивающие: развитие умения анализировать поступки, соотносить их со своими и с общечеловеческими ценностями

Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания чувствам других людей, воспитывать способность к самооценке, самокритичности и дружелюбия.

Оборудование: карточки со словами: нравственные качества человека, листочки для индивидуальной работы, листочки с рассказами, с пословицами, лист с ладошками и сердечки для окончания урока.

Ход урока

I. Актуализация. Проверка домашнего задания.

- Здравствуйте ребята!

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о личностных качествах человека. И начнем с повторения предыдущей темы.

- Вспомните, что такое альтруизм? эгоизм? Чем отличается эгоизм от разумного эгоизма?

- Домашним заданием было вспомнить сказку "Золушка".

- Можно ли назвать Золушку альтруисткой?

- Кого в этой сказке можно назвать эгоистами?

- Приведите примеры разумного эгоизма.

II. Изучение нового понятия.

- Какие отношения бывают между людьми?

- Тему сегодняшнего урока вы узнаете, посмотрев на картинки у вас на столе.

- Что объединяет героев мультфильмов?

- А чтобы немного подсказать вам, прочитаю стихотворение, а вас попрошу досказать последнее слово в нем.

Случается, бываем одиноки,
И не хватает нам душевной теплоты,
Бываем мы задумчивы и строги
И никому как будто не нужны.
И светит солнышко неярко,
И нет желанья рисовать,
Читать, играть не интересно,
Но, как скажите, не скучать?
Мир сразу красками наполнится,
Изменится вдруг все вокруг,
Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий верный: (друг).

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии, почему прозвучало именно это стихотворение?

- Вы верно предположили, мы поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости - о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей и найти взаимопонимание. Помогают ли дружеские отношения вам в учебе?

- "Друг", "Подружиться", "Дружба". Какой смысл вы вкладываете в эти слова? Можете ли дать четкое определение этим понятиям?

- А начнем мы с вами с того, что вы закончите предложение:

"Друг - это тот, кто:."

- Прочитайте, что вы написали.

- Во время урока вы дополняйте этот список. А в конце нашего занятия мы посмотрим, что нового узнали о дружеских отношениях.

III. Изучение нового материала.

- А теперь послушайте, какое определение дается в толковом словаре:

"Дружба - это "близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов"(толковый словарь С.И.Ожегова).

- В библии понятие дружбы передается греческим существительным "филиа" и глаголом "филео", который переводится как "дорожить"(кем-либо). Это слово подразумевает "теплоту, близость и привязанность". "Филиа" - теплая, дружеская любовь, основанная на обоюдном уважении.

- С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Человек может быть по-настоящему счастлив только тогда, когда у него есть настоящие друзья. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование.

IV. Формирование умений и навыков.

- Я не зря посадила вас группами. Каждой из ваших групп дан рассказ. Вам нужно будет ответить на вопросы к тексту и определить, можно ли назвать отношения между героями дружескими, а затем обосновать свой ответ.

1 группа: В. Осеева "Ни за то и ни за это"

Костя сделал скворечник и позвал Вову:

- Посмотри, какой я птичий домик сделал.

Вова присел на корточки.

- Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

- Ладно, - согласился Костя. - Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе - скворечник.

Вопросы:

1. Почему Вове захотелось иметь такой же птичий домик? Для кого он был предназначен? Почему ты так думаешь?

2. Что он предложил Косте?

3. Почему слова Кости автор сделал заголовком рассказа?

2 группа: В. Осеева "Три товарища"

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял:

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю: - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь.

Вопросы:

1. Кто из героев вам понравился? Почему?

2. Кто не понравился? Почему?

3. Кто из героев положительный, а кто отрицательный?

Попробуйте определить те качества характера, которыми обладает Володя, отметьте галочкой:

послушный

скромный

внимательный

смелый

заботливый

добрый

гордый

жадный

равнодушный

4. А, что в отношениях героев осуждает автор?

3 группа: В. Осеева "До первого дождя"

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.

Вопросы:

Поведение какой из двух девочек осуждает учительница? Почему?

Согласны ли вы с ней?

Из-за чего покраснела каждая из девочек?

(Каждая группа читает, анализирует, а затем, прочитав вслух рассказ, рассказывает о своих выводах).

- Сейчас возьмите листочки с пословицами и отметьте галочкой те пословицы, которые можно соотнести с содержанием каждого из рассказов.

1. Крепкую дружбу и водой не разольешь.

2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

3. Делу время, а потехе час.

4. Друзья познаются в беде.

5. Вежливость открывает все двери.

6. За дружбу дружбой платят.

7. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

8. Единственный способ иметь друга - это быть другом.

9. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

10. Не бросай друга в несчастье.

11. Нет друга - ищи, нашёл - береги.

12. Одёжа хороша новая, а друг - старый.

- Для каждого из нас важно умение отличать дружбу от других отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то дружить с тобой.

- Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надежных друзей и сохранить дружбу крепкой.

- Дружба базируется на основных столпах:

Взаимное уважение.

- Что значит уважать своего друга?

- Правильно, это значит почтительно относится к нему, считаться с его мнением. Уважение проявляется в словах и делах. Друг чувствует, что ему помогают, ценят как личность и уважают его достоинство.

Доверие.

- Что вы понимаете под термином "Доверие".

- Вы правы. Под доверием подразумевается уверенность в добропорядочности и искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет намеренно.

- На чем же еще держится дружба? Мы прочитаем в учебнике на странице 32-33? И дополним наш список.

(Прочитав текст учебника, дети делают выводы и объясняют, что: )

Отличительными особенностями дружбы является:

Избирательность

Она бескорыстна

Друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов

Является привязанностью,

Дружеские отношения длятся долго, а чувства стабильны

Дружить могут несколько человек, но не много.

- Правильно, но чтобы проверить, что вы усвоили о дружбе, выберите из записанных личностных качеств человека те, которые помогают дружбе.

- Возьмите листочки и из записанных личностных качеств человека, зачеркните те, которые мешают дружбе: искренность; открытость; грубость; сочувствие; умение выслушивать; равнодушие; интерес к делам и переживаниям другого; вредность; готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту; зависть; готовность прощать; умение признавать свои ошибки; умение принимать советы; умение хранить секреты; хвастливость.

- Какими же личностными качествами, по-вашему, должен обладать настоящий друг? (учащиеся читают оставшиеся (не зачеркнутые) слова)

- Найти хорошего друга, это только половина дела: нужно самому уметь дружить.

- И в заключение урока я вам прочитаю притчу. Вы послушайте и подумайте такой ли ты друг.

Притча о дружбе "Три сита Сократа".

Один человек спросил у Сократа:

- Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

- Подожди, - остановил его Сократ, - просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

- Три сита?

- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

- Нет, я просто слышал это.

- Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито - сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет, напротив.

- Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет необходимости.

- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

- Подумайте и скажите что это за три сита, о которых говорил Сократ? Почему он не стал слушать человека? Просеиваете ли вы все, что говорят о ваших друзьях?

V. Домашнее задание.

- Дома найдите пословицы о дружбе, прочитайте рассказ о дружбе "Велосипед". Следующий урок начнем с анализа поступков ребят.

VI. Итог урока.

- Расскажите, на нашем уроке помогли ли вам дружеские отношения. Много ли дополнений сделали к первым своим высказываниям.

(Учащиеся читают свои записи, дополняют друг друга)

- Каковы основы настоящей дружбы?

- Кого можно назвать настоящим другом?

- А какой вывод вы сделали для себя?

- Настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле.

Нельзя бросать друга в трудную минуту, ведь ты тоже можешь оказаться в подобной ситуации.

1. Дружище, послушай слова мудреца,
Не будет поддержки от друга льстеца,
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.

2. Но друг задушевный навеки с тобой,
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна, крепка,
Надежного верного друга рука.

VII. Рефлексия. Игра "Добрые слова для каждого".

- Кто доволен своей работой на уроке, узнал что-то новое, возьмите сердечки у себя на столе и вложите их в ладошки, которые протянули вам друзья (на доске картинка с земным шаром и ладошками вокруг него.

Звучит аудиозапись песни В.Шаинского, М. Танича "Когда мои друзья со мной". Учащиеся прикрепляю свои сердечки вокруг ладошек.

 

Грамотеи

Знаев

Школьный ориентир

Проверка учебных достижения