Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цель: ознакомление с устройством православного храма и правилами поведения в церкви на примере местного прихода; воспитание толерантного отношения к разным вероисповеданиям.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

2. Формировать представление о его ценности как cсооружения для молитв, святыни для православных людей.

3. Развивать интерес к знаниям о храмах, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, и культурному наследию.

Виды деятельности:

Устный рассказ с элементами беседы;

Самостоятельная групповая работа с источником информации;

Комментированное чтение,

Учебный диалог,

Работа с иллюстративным материалом,

Формы работы:

коллективная;

фронтальная;

групповая;

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, учебник, тетрадь.


Ход урока


I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!

2. Сообщение темы занятия.

- Ребята, скажите, куда может пойти человек, если у него в душе плохо, нужно кому-то высказаться или можно сказать «излить душу», «облегчить душу», «покаяться»? психотерапевту, шаману, в церковь. Сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах. Можно ли представить себе современный город или крупное село без храма? Где бы не расселялся народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

II. Актуализация знаний учащихся

Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм»)

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

Зачем люди посещают храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

III. Изучение нового материала.

Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».

1.Беседа с учащимися.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но предварительно обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста- означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Верно.

· Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

· Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

· Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

- Мысли о храме, церкви, России…

3. Великие храмы Руси. (работа с учебником).

- знаменитый русский храм – Софийский собор;

- собор Василия Блаженного;

4. Изучение устройства храма.

Давайте перенесёмся в храм на некоторое время. Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

5. Творческие работы учащихся.

А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах города Абакана. Их всего 9.


Собор Николая Чудотворца в Абакане

1980-е

Собор Преображения Господня в Абакане

1999-2005

Церковь Владимира равноапостольного при Абаканском пансионате ветеранов

нач. 2000-х

Церковь Константина и Елены в Абакане

1998-2011

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при соборе Николая Чудотворца в Абакане

1990-е

Церковь Святителей Московских в Абакане

1997

Церковь Серафима Саровского в Абакане

нач. 2000-х

Церковь Сергия Радонежского при Епархиальном управлении Абаканской и Кызылской епархии

2-я пол. 1990-х

Церковь-часовня Иконы Божией Матери Знамение в Абакане

2003-2004

 

Православная церковь нашего села Аскиз:

– Дети, кто побывал в церкви села Аскиз?

- Церковь села Аскиз называется Петропавловской. Названа она в честь апостолов Петра и Павла. Служит в этом храме батюшка Викторин, а его церковный чин – игумен.

Церковь в Аскизе построена в 18 веке, после массового крещения местного населения. Приехал батюшка, созвали всех хакасов. Мужчин загоняли отдельно в реку Аскиз, когда они выходили, давали всем имя Владимир, рубашку, крестик. Женщин также загоняли, давали платок, рубашку, крестик. Всем женщинам имя в миру Марья. Аскизский Петропавловский приход возник по инициативе красноярского протоиерея Алексея Михайловского. Михайловский отмечал, что люди отдалены от церквей, до Абаканского острога 200 верст, построить церковь необходимо в середине Сагайской степи. Жители окрестных земель обещают построить «в Сагайской землице при реке Аскиз своим коштом во имя первоапостолов Петра и Павла деревянную церковь». Новокрещенные просили заказчика помочь найти плотника, утварь и честного священника и обещали, если будет построена церковь, еще сто человек примут крещение. Разрешение было получено и, 23 апреля 1770 г. Михайловский сообщил, что церковь построена, а 2 марта 1771 г. освящена. Ее построили в селе Аскиз, расположенном неподалеку от впадения реки Аскиз в Абакан. Аскизская Петропавловская церковь была построена на средства прихожан и освящена 2 марта 1771 г. Козьма Марков был первым священником в Аскизской церкви, прослужив там пять лет. Он родился в семье абаканского дьячка, с 1761 г. служил пономарем, а затем поставлен священником в Аскизскую церквовь.

IV. Коллективная работа.

Часто ли вы бываете в храме?

Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

V. Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Любите, дети, старину

С ее былинными веками,

С ее старинными церквами,

К величию ведшие страну…

Любите. Дети, старину!..   (С.С.Бехтеев)

VI. Домашнее задание.

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, какие храмы есть в нашем регионе

- прочитать статью в учебнике

- ответить на вопросы в учебнике

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев