Цель: ознакомление с устройством православного храма и правилами поведения в церкви на примере местного прихода; воспитание толерантного отношения к разным вероисповеданиям.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
2. Формировать представление о его ценности как cсооружения для молитв, святыни для православных людей.
3. Развивать интерес к знаниям о храмах, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, и культурному наследию.
Виды деятельности:
Устный рассказ с элементами беседы;
Самостоятельная групповая работа с источником информации;
Комментированное чтение,
Учебный диалог,
Работа с иллюстративным материалом,
Формы работы:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, учебник, тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!
2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, скажите, куда может пойти человек, если у него в душе плохо, нужно кому-то высказаться или можно сказать «излить душу», «облегчить душу», «покаяться»? психотерапевту, шаману, в церковь. Сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах. Можно ли представить себе современный город или крупное село без храма? Где бы не расселялся народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Так отрадно плакать и молиться,
И так близко Небо там к земле,
Что потом печально возвратиться
В грешный мир, лежащий весь во зле.
II. Актуализация знаний учащихся
Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.
(учащиеся дают определения слову «храм»)
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.
Зачем люди посещают храмы?
- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
III. Изучение нового материала.
Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».
1.Беседа с учащимися.
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но предварительно обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
- У него есть купол, на котором находится крест.
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста- означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.
Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
- Как вы думаете, зачем нужны колокола?
- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Верно.
· Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
· Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
· Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.
- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?
- Мысли о храме, церкви, России…
3. Великие храмы Руси. (работа с учебником).
- знаменитый русский храм – Софийский собор;
- собор Василия Блаженного;
4. Изучение устройства храма.
Давайте перенесёмся в храм на некоторое время. Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
5. Творческие работы учащихся.
А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах города Абакана. Их всего 9.
Собор Николая Чудотворца в Абакане | 1980-е | |||
Собор Преображения Господня в Абакане | 1999-2005 | |||
Церковь Владимира равноапостольного при Абаканском пансионате ветеранов | нач. 2000-х | |||
Церковь Константина и Елены в Абакане | 1998-2011 | |||
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при соборе Николая Чудотворца в Абакане | 1990-е | |||
Церковь Святителей Московских в Абакане | 1997 | |||
Церковь Серафима Саровского в Абакане | нач. 2000-х | |||
Церковь Сергия Радонежского при Епархиальном управлении Абаканской и Кызылской епархии | 2-я пол. 1990-х | |||
Церковь-часовня Иконы Божией Матери Знамение в Абакане | 2003-2004 |
Православная церковь нашего села Аскиз:
– Дети, кто побывал в церкви села Аскиз?
- Церковь села Аскиз называется Петропавловской. Названа она в честь апостолов Петра и Павла. Служит в этом храме батюшка Викторин, а его церковный чин – игумен.
Церковь в Аскизе построена в 18 веке, после массового крещения местного населения. Приехал батюшка, созвали всех хакасов. Мужчин загоняли отдельно в реку Аскиз, когда они выходили, давали всем имя Владимир, рубашку, крестик. Женщин также загоняли, давали платок, рубашку, крестик. Всем женщинам имя в миру Марья. Аскизский Петропавловский приход возник по инициативе красноярского протоиерея Алексея Михайловского. Михайловский отмечал, что люди отдалены от церквей, до Абаканского острога 200 верст, построить церковь необходимо в середине Сагайской степи. Жители окрестных земель обещают построить «в Сагайской землице при реке Аскиз своим коштом во имя первоапостолов Петра и Павла деревянную церковь». Новокрещенные просили заказчика помочь найти плотника, утварь и честного священника и обещали, если будет построена церковь, еще сто человек примут крещение. Разрешение было получено и, 23 апреля 1770 г. Михайловский сообщил, что церковь построена, а 2 марта 1771 г. освящена. Ее построили в селе Аскиз, расположенном неподалеку от впадения реки Аскиз в Абакан. Аскизская Петропавловская церковь была построена на средства прихожан и освящена 2 марта 1771 г. Козьма Марков был первым священником в Аскизской церкви, прослужив там пять лет. Он родился в семье абаканского дьячка, с 1761 г. служил пономарем, а затем поставлен священником в Аскизскую церквовь.
IV. Коллективная работа.
Часто ли вы бываете в храме?
Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?
Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:
(Учащиеся читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
Как мы заходим в храм?
Как мы стоим во время богослужения?
V. Итог занятия.
Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
Любите, дети, старину
С ее былинными веками,
С ее старинными церквами,
К величию ведшие страну…
Любите. Дети, старину!.. (С.С.Бехтеев)
VI. Домашнее задание.
- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке
- узнать, какие храмы есть в нашем регионе
- прочитать статью в учебнике
- ответить на вопросы в учебнике