Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цель урока: Показать значимость для человека свободы как возможности выбирать.

Основные понятия, изучаемые на уроке: свобода, моральный выбор.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание свободы как возможности выбирать, морального выбора как результата сознательной деятельности человека.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, собирать, анализировать и систематизировать информацию.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.

Формирование способности к осознанному и ответственному выбору своего поведения.

Развитие ответственности за свое поведение и слова.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Художественные, музыкальные и литературные ресурсы, например, картина В. Васнецова “Витязь на распутье”, восточная притча о мастере и ученике, рассказы Л. Пантелеева “Честное слово”, А. Гайдара “Голубая чашка”, сказка А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, С.Т. Аксакова “Аленький цветочек” и др.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 минут

Диагностика эмоционального состояния учащихся.

Коррекция эмоционального состояния.

Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.

- Каждый раз, выбирая, как поступить – добродетельно или плохо, человек стоит перед выбором. И каждый раз он сам выбирает, руководствуясь своими соображениями.

В связи с этим возникает вопрос о том моральном выборе, который человек вынужден делать, и о его свободе в этом выборе.

Сегодня мы с вами узнаем, что такое свобода и как она соотносится с моральным выбором человека.

- Слово “свобода” представьте на экране мысленного взора и проделайте технику “Позитивная установка”.

- То же самое проделайте с выражением “моральный выбор”.

Регулятивные УУД:

“Карандаши” (рефлексия своих чувств).

 

 

 

 

 

 

 

Личностные компетенции: “Позитивная установка”.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

Напоминание сказки С.Т.Аксакова “Аленький цветочек” и обсуждение по вопросу:

- какой выбор стоял перед Настенькой, младшей дочерью купца, когда она узнала правду об аленьком цветке?

- что она сделала? Почему?

- что вы думаете о ее поступке?

- к каким последствиям он привел?

- что вы можете сказать о поступке старших дочерей купца, когда они обманом задержали Настю дома?

Резюме учителя:

Что такое моральный выбор?

Моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек.

Обсуждение восточной притчи “Все в твоих руках”;

- какие 2 пути были у ученика?

- какой выбор сделали бы вы? Почему?

Вывод: моральный выбор – всегда в пользу жизни и блага, часто другого человека.

- Что вы представляете себе, когда слышите слова – моральный выбор? Что думаете по этому поводу?

- Приходилось ли вам делать моральный выбор? При каких обстоятельствах? Какие чувства вы при этом испытывали? Кто или что заставили вас сделать тот или иной выбор?

Восточная притча о мастере и ученике. “Всё в твоих руках” - ответил Мастер. Можно это назвать моральным выбором?

Резюме: человек делает выбор, основываясь на тех нормах и правилах, ценностях, которые он усвоил и принял, как свои.

Восточная притча о мастере и ученике. “Всё в твоих руках”

Обсуждение в парах и в классе вопросов:

- чем руководствуются в своем поведении животные, а чем люди?

- Свободны ли животные в своем выборе? А люди? Почему?

Вывод: животными руководят инстинкты, а человек ориентируется на свои принципы, ценности, усвоенные нормы поведения.

Таким образом, человек делает осознанный выбор. В этом состоит его свобода.

Подумайте:

- что вы представляете, когда слышите слово “свобода”? Что вы думаете о ней?

- нужна ли свобода всем живым существам? В чем она проявляется для растений? Животных? Человека?

- зачем человеку нужна свобода?

- как вы думаете, свободны ли вы? Почему?

Вывод:

Свобода – это возможность выбора, который человек делает в соответствии со своими ценностями, принципами и нравственными нормами.

 

Познавательные УУД: “Прием информации” (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения), операции анализа и сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: “Визуализация понятия”.

Коммуникативные УУД: “Распознавание эмоций” и “Вербализация эмоций”.

Личностные компетенции:“Куб”.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

9 минут

Выполнение в группах задания и обсуждение его в классе:

- приведите примеры, когда людям приходилось делать моральный выбор, выбор между различными способами поведения (примеры из истории, художественных произведений, сказок и пр.), поясните, в чем именно этот выбор состоял, опишите свои чувства по этому поводу. Как бы вы поступили на месте героев историй?

В качестве примеров использую выбор Чернавки в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях” А.С.Пушкина,

- выбор дороги в Киев Ильи Муромца;

- поступок русского солдата в бою под Берлином, спасшем девочку. Ему установлен памятник в Трептов-парке;

- поступки пионеров-героев, героев-комсомольцев в годы Великой Отечественной войны

- выбор мальчика из рассказа Л. Пантелеева “Честное слово”;

- поступок героев рассказа “Голубой чашки” А. Гайдара;

Коммуникативные УУД: работа в малой группе (умение работать в команде;

умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми).

Познавательные УУД: “Прием информации” (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения), операции анализа и сравнения.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

7 минут

Подведение итогов обсуждения и выводы:

- моральный выбор всегда непрост;

- моральный выбор всегда заставляет человека вспомнить, что для него важно и ценно;

- выбор в пользу правды и блага другого делает человека лучше и др.

Чтение и обсуждение притчи “Утренний выбор”

- какой выбор каждый день делал Учитель?

- как вы думаете, что давал Учителю его выбор? Был ли он труден?

- какой выбор каждое утро делаете вы? Почему?

- пользуетесь ли вы своей свободой выбора при этом? Как? Что дает вам ваш выбор?

Познавательные УУД: “Прием информации”.

 

 

 

Личностные УУД: “Вижу, слышу, чувствую”.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут

Индивидуальная и групповая рефлексия по пунктам:

Сегодня я узнал (а).

Я понял (а)...

Я почувствовал (а)...

Я научился (лась)...

Я смог (смогла)...

Было интересно...

Меня удивило...

Мне захотелось...

Урок дал моей жизни...

По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени).

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 минуты

Прочитать текст учебника. Приведите примеры известного вам морального конфликта.

 

Грамотеи

Знаев

Школьный ориентир

Проверка учебных достижения